«Софокл. Эдип, тиран» – спектакль в стиле «break»

Главная Культура   «Софокл. Эдип, тиран» – спектакль в стиле «break»

ТЮЗ, СаратовВ Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселева состоялась премьера постановки Маттиаса Лангхоффа. Известный режиссер представил саратовской публике пьесу Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран» по тексту Гельдерлина (перевод с немецкого Алексея Шипенко). Этот грандиозный по замыслу и воплощению проект был осуществлен при поддержке посольства Франции в России и Французского института в России. На премьере спектакля присутствовали советник по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в РФ и директор Французского Института в России Уг де Шаваньяк.

В этой постановке впечатляет все. И в первую очередь — имя постановщика, живой легенды европейского театра. Театроведы называют имя Лангхоффа в десятке величайших театральных режиссеров мира. Он поставил более сотни спектаклей на самых престижных театральных площадках ГДР и ФРГ, Франции, Испании, Италии, Швейцарии и Буркина-Фасо, в России — в Александринском театре Санкт-Петербурга, Тюменском драмтеатре; руководил театром «Види-Лозанн» и «Берлинер Ансамблем», был награжден орденом Почетного Легиона. А его «Гамлет», поставленный в 2008 году во Франции, признан одним из самых удачных театральных проектов Европы.

В одном из интервью Маттиас Лангхофф сказал, что является одним из самых дорогих режиссеров, но в Саратове готов работать «за интерес». Перед тем, как согласиться на постановку в Тюзе, режиссер две недели отсматривал его спектакли, оценивая творческий и профессиональный потенциал труппы. И то, что большинство артистов работают за идею, с огромной ответственностью и самоотдачей по отношению к публике, вызвало в нем неподдельное уважение.

С «Эдипом» режиссер работает уже 27 лет, и каждый раз ищет новый путь к этому спектаклю — сюжет остается актуальным много веков, и, по словам мэтра, эту пьесу он может ставить бесконечно. В Саратове режиссеру была предоставлена полнейшая свобода творчества. На тюзовской площадке он продолжил свое почти 20-летнее сотрудничество со швейцарской художницей по костюмам Катрин Ранкль, а в качестве специалиста по музыкальному оформлению пригласил художественного руководителя театра «Балаганчикъ» Игоря Гладырева.

Полифония постановки начинается с многоголосья авторов — тут и величайший афинский трагик Софокл, и немецкий поэт-романтик Фридрих Гельдерлин, адаптировавший текст древнегреческой трагедии, и немецкий драматург и режиссер Хайнер Мюллер, создавший пьесу на основе этой адаптации. Миф об Эдипе — один из самых значимых в европейской культуре. Это трагедия и роке и свободе — свобода человека не в том, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.

Пьеса «Эдип-тиран» написана Хайнером Мюллером, крупнейшим театральным деятелем немецкого театра после Бертольда Брехта, в 1967 году и стала одним из первых опытов драматурга по созданию «тотальной драмы» — текста, который объединяет в себе вербальные и невербальные способы воздействия на аудиторию.

На сцене — смешение стилей и эпох: герои в маргинальных одеждах, на железных воротах в царские покои пятиконечные звезды, дети Эдипа смотрят «Конька-горбунка» перед сном, грязные потеки на стенах, рапсоды, поющие как КСПшники. И при этом — терпский привкус немецкой идеи покаяния: как целая нация до сих пор кается за Гитлера, так и Эдип — герой во всех отношениях, которому неодолимый слепой рок не оставляет надежды на прощение — сам себе самый строгий и неподкупный судья.

Этот спектакль легко представить себе на сцене какого-нибудь небольшого европейского театра, куда благополучные бюргеры приходят за порцией острых ощущений причастности к тайнам Бытия, которые может открыть лишь искусство. Пришли в театр, увидели, схватились за сердце, испытали дозированное сочувствие к героям — и домой, по чистым мощеным булыжником улочкам, домой, где светло, тепло, а по телевизору показывают фильмы про животных и древнеегипетские раскопки, туда, где все стабильно и благополучно. Где на каждом шагу нет ставшего повседневным ощущения безумия.

«Софокл. Эдип, тиран» — спектакль очень театральный, где каждый сценический сантиметр наполнен символами и знаками, а актеры растворяются в извечном трагизме человеческого бытия. Если бы еще зрителям хоть чуточку оптимизма...

Источник: газета «Репортер» №42(972) от 26 октября 2011 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии
Елена04.05.2012 10:30

Мы ходили на спектакль вчетвером. Все с высшим образованием (хотя это, возможно, и не важно). Актеры играли великолепно, особенно актер, который был Эдипом (знаю его по другим спектаклям, он очень харизматичен). Иокаста великолепна (голос просто чарующий и сыграла так, как я и представляла мать Эдипа). Как я сказала, все актеры выкладываются по полной. Спецэффекты и декорации на высоком уровне. Но кого нам вчетвером хотелось потом ругать матом (как и большинству зрителей, потому что выходили все просто никакие) - это режиссера. Вот скажите, в каком спектакле могут в наше время играть классные актеры? Если практически все спектакли - вынос мозга. В Древней Греции были определенные законы трагедии, человек уходил, рыдая, но у него происходило внутреннее очищение, он выходил просветленным и окрыленным - вот смысл искусства. Люди вышли после этого спектакля - растерянные и подавленные, как буд-то наплевали в душу. Никакого смысла, кроме того, что все плохо и все душевнобольные. в САРАТОВЕ ВООБЩЕ НЕТ СПЕКТАКЛЕЙ, НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СХОДИТЬ ДЕТСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ- РАЗ ДВА И ОБЧЕЛСЯ. Поставьте нормальные классические спектакли для детей, которые учат добру - Колбаска, боцман и другие, Пеппи, Полианна, Про Тутту и лисенка и пр (только с нормальным режиссером). А для нас, взрослых - пожалуйста, Лопе де Вега (был лет десять назад прекрасный спектакль и прекрасная режиссура)  Поэтому РЕЖИССЕРА Эдипа и всех ему подобных режиссеров - НА МЫЛО. А  актерам - respect и желаю удачи. Елена Коледина, Елена Кузнецова, Татьяна и Светлана.

Ответить


Отзывов: 1
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);