Отдохновение и кураж Сергея Сосновского

Главная Культура   Отдохновение и кураж Сергея Сосновского

Этого артиста столица полюбила так же, как до сих пор нежно и преданно любят саратовцы, ликуя, если неожиданно встретят его имя в титрах. Как и положено настоящей звезде, вокруг его имени клубится множество легенд и слухов. Говорят, что знаменитые режиссеры стоят в очереди, чтобы поработать с ним. Утверждают, что, когда он репетирует на сцене, его слышно во всех гримерках МХТ и даже в театральном подвале. Ходят слухи, что его партнеры по театру приглашают своих друзей на спектакли, только когда играет он. А еще он лучше всех рассказывает анекдоты. А над его Сарафановым из "Старшего сына" рыдала вся Москва. Любимый артист Саратова, народный артист России Сергей Сосновский на прошлой неделе был в нашем городе с почти официальным визитом - в качестве председателя экзаменационной комиссии он ставил оценки студентам театрального факультета - воспитанникам Юрия Ошерова. Его сложно застать даже в Москве, поэтому упустить шанс встретиться с ним в Саратове было бы непростительной беспечностью.

О грустном

Сейчас он настоящий столичный житель, у него московская прописка (и даже карта москвича, дающая право на бесплатный проезд в метро и электричках) и собственный агент, который договаривается с режиссерами и продюсерами, составляет график его гастрольно-съемочной перелетной жизни. Саратову осталось воспоминать время Золотого века драмтеатра, когда над ним невероятным образом сошлись все звезды, и ловить упоминания о новых московских премьерах с участием наших бывших земляков, читать интернет, завидуя зрителям, которые видят их на сцене, мчаться за билетами при появлении первых афиш о гастролях театров Олега Табакова...
У Сосновского в Саратове осталось два родных театра - ТЮЗ и драма, поэтому его знают, любят и помнят поклонники всех возрастов.
- Я не думаю, что это ностальгия, мысли "вот в наше время..." Редко и коротко бывая в Саратове, я вижу, что много и красиво построили, но дороги опять стали хуже. Но грустно другое, - я смотрел дипломные спектакли студентов и поражался, что публика молчит. То есть не молчит потрясенно - она просто не реагирует.
Сезон несыгранных ролей
Статус москвича пока таит в себе сложности, главная из которых - необходимость заработать некоторое (и довольно значительное) количество денег, чтобы расплатиться за квартиру. Поэтому творческая жизнь определенным образом подчинена решению проблем практических.
Чтобы иметь время для съемок - а в родном театре Сосновский играет по 15 спектаклей в месяц (!), вот уже который год сохраняя звание самого занятого во МХТ артиста старшего поколения, - он вынужден отказываться от интересных и заманчивых предложений. Так, пришлось отказаться от двух "Женитьб", которые ставили в МХТ и в "Табакерке", кстати, в обоих случаях режиссеры предлагали одну и ту же роль - моряка Жевакина ("Шикарная роль!"). Причем в Табакерку его не отдало руководство, сказав режиссеру Олегу Тополянскому: "Что, у вас в Москве других артистов нет?!"
Мимо прошло предложение Александра Шапиро сыграть в "Обрыве", Константина Богомолова - в "Заповеднике" по С. Довлатову. Был еще один роскошный вариант - поработать с Виктором Рыжаковым, который в свое время учился на курсе Р.И. Беляковой и потом ставил в Саратове "Валентина и Валентину". Он предложил сыграть в спектакле по потрясающей повести В. Астафьева "Прокляты и убиты".
- Я прочитал инсценировку и несколько дней мучался, так жаль было упускать эту возможность. Но понял, что нельзя быть везде и сразу. Тем более что скоро они собираются на две недели в армию - погружаться в быт.
Следующее предложение было интересно само по себе - приглашение в антрепризу "Торговцы резиной" с Т. Васильевой и В. Гаркалиным. И пьеса замечательная, и приглашают в такие проекты только популярных медийных артистов, и первые репетиции с Васильевой прошли хорошо, но - не получилось по срокам.
- С одной стороны, было жаль, а с другой - подумалось, может и не надо мне этого? Сейчас я в раздумьях по поводу роли Дорна в "Чайке", которую собирается ставить тот же Богомолов.

Сериальный нанорежим

Сейчас все свободное (условно свободное) время занято съемками. Один проект на 250 серий и полтора года работы: о чем кино, похоже, пока не очень знают даже сценаристы, определено только время - примерно 80-е. Другой - 40-серийная "Нанонастоящая любовь", некий римейк по мотивам "Приключений Электроника", с поправкой на время и действующих лиц: вместо советских мальчишек-школьников - 18-летние девушки-студентки в реалиях современных нанотехнологий. Там Сосновский играет профессора, которого в старом фильме играл Николай Гринько.
Еще один 24-серийный проект имеет рабочее название "Однажды в Ростове". Режиссер Константин Худяков снимает фильм по сценарию Елены Райской о рабочих волнениях в Новочеркасске в 1961 году.
- Замечательный сценарий, несколько параллельных линий - и социальная, и детектив, и любовный роман, и множество всего. Там заняты многие звезды - и Владимир Вдовиченков, и Сергей Жигунов, и другие. Сначала мне предложили классную роль, роль рабочего - со слезами, все, как я люблю. Снимать будут на Украине, под Херсоном. Когда начали договариваться по поводу съемок, украинская сторона пошла на значительные уступки, но с одним условием - в фильме должен сниматься Богдан Ступка. И Ступка выбрал мою роль! Худяков объяснил ситуацию и предложил мне сыграть одного мерзавца в очках с толстенными линзами, который сначала всех подначивает бунтовать, а потом становится первым доносчиком. Я сначала посомневался, а потом решил, что это будет интересно.
С "большим" кино в этом году тоже не сложилось. О фильме Кирилла Серебренникова "Юрьев день" говорят до сих пор, кто-то ругает, кто-то до слез и восторгов восхищается. Роль Сергея Сосновского там не осталась незамеченной - его увидели и запомнили и зрители, и режиссеры.
- Из-за занятости в театре не удалось сняться у В. Хотиненко и у А. Прошкина-младшего. Все как в анекдоте: "Если в прошлом году вы не снялись в 19 фильмах, то в этом - уже в 25! Прогресс налицо!"

Театр жив!

Когда-то, в застойные 70-е, встречи со зрителями не были чем-то уникальным и необыкновенным. Тогда в ТЮЗе часто после спектакля звучало приглашение остаться и пообщаться с актерами. Говорили обо всем - что, почему, зачем и как. И вдруг такая встреча со зрителями случилась этой весной. Ее организовали две москвички, мама и дочка - альтруистки-театралки. Для них организация подобных встреч - не способ заработка, это выражение любви.
- Это было здорово и удивительно, когда я узнал, что со мной хотят встретиться. Все происходило в ресторане, где все сидели за столиками и ужинали, но меня это никоим образом не задевало. Мы общались четыре часа! Это были настоящие театралы, которые смотрели все мои спектакли, а некоторые видели их не по одному разу. Они задавали вопросы, над которыми нужно было думать. Удивительно, но меня на этой встрече спрашивали даже о Грише...
Гриша, Григорий Цинман - душевный старинный друг, лучший друг со студенческих времен, человек Театра (с большой буквы) до мозга костей. После "Старшего сына" он со слезами на глазах сказал: "Я поеду в Саратов и скажу всем, что Театр жив!" 2 июня исполнился год после его ухода. К этой печальной дате Сергей и Юлия Сосновские издали маленькую книжечку-брошюрку, опубликовав дневники, написанные в давние 70-е, когда два друга-молодых актера - Гриша Цинман и Сережа Сосновский - ходили в походы по Крыму. Уезжали почти без денег, подвизаясь проводниками в поезде, там пешком исхаживали полуостров, ночевали в расщелинах в горах на берегу моря и в садах, питаясь чем Бог пошлет... И старательно описывали свои путешествия-приключения. Сосновские издали дневники не для публики - для себя, для своей памяти о трепетном актере и нежном друге.
"Валентиныч, ай лав ю!"
Знаковыми премьерами последних лет для Сосновского стали, пожалуй, тот самый "Старший сын", поставленный К. Богомоловым полтора года назад в "Табакерке", и "Трехгрошовая опера" К. Серебренникова, уже год с триумфом - среди восторгов и хулы, как и положено любому яркому явлению искусства, - идущая во МХТе. После "Старшего сына" театральная Москва вскричала: "Где раньше был этот артист?!" То, что было сделано в этом спектакле, многократно описано в восторженных рецензиях и отзывах публики. После репетиций, а потом и после спектаклей Сергея нередко привозят домой с зашкаливающим давлением. То, что он творит на сцене, не поддается логическим рассуждениям об актерском мастерстве. Трогательный, смешной, бесконечно любящий Сарафанов - отец, отвечающий за своих детей, жертвенный и мужественный, он уязвим в своей любви и одновременно силен этой уязвимостью. На крошечном сценическом пространстве "Табакерки" - тот театр, которого, казалось, уже нет, там можно заблудиться визуально и эмоционально. Наверное, это то, что называется настоящий русский театр, когда зрители плачут от смеха и улыбаются сквозь рыдания.
"Трехгрошовая опера" - явление совсем другого порядка, фарс и буффонада, опера для нищих с джаз-бандом на сцене и мощными зонгами на музыку...
- "Трехгрошовка" - это класс! "Трехгрошовка" - это блеск! Все актеры начали петь за год до премьеры, а я пришел за два месяца до выпуска, и мне казалось, что я никогда не смогу петь так же, как они. Но потом оказалось, что я могу, может быть, по-другому, но не хуже. И если бы не моя вечная боязнь, что я не попаду в ноты, забуду текст, если бы не мое постоянное стекленение перед каждым зонгом, я получал бы от этого еще большее наслаждение. Мне безумно нравится то, что делают на сцене ребята, то, что мы делаем вместе. В спектакле есть пространство для несанкционированного хулиганства - и это кайф! Мне безумно приятно, когда мои партнеры заглядывают ко мне в гримерку после спектакля и говорят: "Валентиныч, ай лав ю!" Я никогда не забуду реплику Серебренникова о том, что он не понимает, что такое муки творчества. Если искусство требует жертв, то это уже не искусство. Искусство - это отдохновение и кураж, это легко, весело, свободно и красиво. Представь, как бы Пушкин износился до дуэли в муках творчества?..
Когда шесть лет назад, 11 апреля 2004 года, Сосновский приехал в Москву по приглашению Олега Табакова, он был уверен, что его позвали в "Табакерку". Когда приехал по названному адресу - Камергерский переулок, 3, несколько минут стоял перед театром.
- Я только тогда понял, что буду работать здесь. Я стоял и соображал, и приходил в себя. А потом долго привыкал к легендарному месту, к трепету и пиетету перед фамилиями и регалиями. Адаптировался, только когда сыграл несколько спектаклей на большой сцене. Когда мы приехали в Москву, мы целый год ходили по всем театрам, смотрели все спектакли и практически отовсюду уходили - было скучно, неинтересно, даже пошло. А недавно у меня случился целый месяц счастливых потрясений. Мы сходили в театр Вахтангова на "Дядю Ваню", и я совершенно влюбился в Сергея Маковецкого. Это что-то на грани гениальности - просто и по-настоящему. Потом мы увидели Анатолия Белого в чеховской "Дуэли" в МХТ. Я рыдал - это не спектакль, это жизнь! Совсем недавно мы наконец посмотрели фильм "Поп" опять же с Маковецким в главной роли, и я опять смотрел на актера, которого я люблю и которым я восхищаюсь. Последнее, на что мы сходили, - мхатовская "Женитьба" с Юрием Стояновым в роли. Это не "Дуэль", но это не скучно, за три часа я ни разу не посмотрел на часы!
Наверное, это и есть Сосновский - искренность до прямолинейности, импровизации до хулиганства, влюбленность до пылкости, талант до бесконечности... Просчитать его невероятный артистизм умозрительной логикой невозможно, им можно восхищаться и радоваться каждому его появлению - на экране, на сцене, в жизни...

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии
Людмила18.08.2011 02:14

Прочитала статью, удивилась, наверное в ней всё правильно кроме одного. Гриша с Серёжей были дружны очень давно , не в этом веке. Гриша не простил , не мог простить Серёже предательства. И если  есть воспоминания у Сережи о Грише, то не с Юлей, а с Любой. Некрасиво предавать память друга и воспоминания связанные хоть и с бывшей, но некогда любимой женщиной.Твоя Юля к Крымским походам, наверное ещё не родилась. Слава богу в Саратове это ещё помнят. Ты действительно хороший актёр Серёжа, но  друг , извини.....

Большой привет от бывших, слава богу забытых. тобой друзей.

Ответить


Отзывов: 1
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);