Медстрах: эстафета преемственности

Главная Интервью   Медстрах: эстафета преемственности

СавиновВстретив Новый год, мы с вами, уважаемые сограждане, перешли в иное медицинское, скажем так, измерение. 19 ноября Государственная дума РФ приняла, 24 ноября Совет Федерации одобрил, 29 ноября 2010 года Президент подписал Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2011 года (за исключением положений с последующими сроками действия). Еще когда ФЗ № 326 был законопроектом, звучало немало различных высказываний по поводу его содержания. Но вот законодатели сказали свое слово, а обсуждение в обществе продолжается. Причем отношение к новому закону по-прежнему неоднозначное. Кто-то стоит на своем: ФЗ-326 суждено сыграть «эпохальную» роль в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения. Другие считают, что документ действительно очень важен, однако не лишен недостатков. Есть и такая точка зрения: закон в принятой редакции слишком опережает время, страна-де не готова к его адекватной реализации.

«Репортер» решил поинтересоваться мнением человека, компетентность которого не подлежит сомнению. И которому, к тому же, быть одним из исполнителей закона. В разговоре с нашим корреспондентом Тимур Савинов, главный врач МУЗ «Городская поликлиника № 17» (саратовцы считают ее одной из лучших в областном центре), сразу же опроверг опасения, что государство поторопилось с введением предложенной модели обязательного медицинского страхования.

— Наоборот, — сказал Тимур Хакбердиевич, — сама концепция и все установки закона очень своевременны и актуальны. Они подготовлены и подкреплены целым комплексом продуманных, последовательно выстроенных преобразований в российском здравоохранении за последние годы, являются их логическим продолжением. Ведь сколько было сделано в ходе выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье»! Весной прошлого года эстафету нацпроекта приняла программа модернизации отрасли на 2011-2012 годы. Кстати, эта программа нашла конкретизированное отражение в статье 50 ФЗ-326. И в пункте 1 названной статьи подчеркивается, что реализация программ модернизации — от федеральной, региональных до локальных в лечебных учреждениях — осуществляется в целях повышения качества и доступности (важнейшая составляющая понятия качества!) медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам.

Особо хотел бы отметить два момента. Во-первых, смысловое, правовое наполнение вышедшего закона наглядно свидетельствует о единстве слова и дела в подходе государства к охране здоровья населения, в политической воле лидеров страны. В свое время Д.А. Медведев сказал: «России необходима эффективная модель здравоохранения, которая гарантировала бы права пациентов и обеспечивала равные возможности получения медицинской помощи во всех регионах...» А вот позиция В.В. Путина:  «Нас не могут устраивать сегодняшний уровень доступности и качество медицинской помощи... В этой связи нужно сформировать реально работающую модель медицинского страхования и обеспечить переход на современные механизмы финансирования, завершить разработку стандартов медицинской помощи...» Позади годы целенаправленной работы, и вот сегодня наше здравоохранение располагает необходимыми стандартами, возможностями и механизмами финансирования, сформирована искомая модель обеспечения равного доступа пациентов к качественным медицинским услугам. Насколько эффективно все это будет действовать — теперь зависит от всех нас, причем в огромной степени от исполнения закона об обязательном медицинском страховании.

И во-вторых. Чрезвычайно важно, что в законе определены правовые понятия этого вида страхования, его объектов и субъектов, страхового, к примеру, риска и страхового случая, подробно регламентированы права и обязанности застрахованного лица и всех других сторон. Уделено пристальное внимание гарантиям соблюдения прав и ответственности конкретных структур и должностных лиц за неисполнение обязанностей, детально расписаны организационные, финансовые взаимоотношения исполнителей. Однако не менее важно то, что как бы осталось за строкой закона. О чем прямо в нем не говорится, но — подразумевается. И без чего многие статьи ФЗ-326 и впрямь могли бы показаться (года 3-4 назад) нереальными декларациями. Я имею в виду фактическую готовность всех «причастных фигурантов» работать на уровне весьма высоких и жестких требований закона. Это и опыт, приобретенный за период интенсивного реформирования здравоохранения, реализации масштабных проектов. Это и технический, технологический, финансовый, профессиональный потенциал, накопленный, в частности, лечебными учреждениями первичного, муниципального звена.

— Тимур Хакбердиевич, вы могли бы проиллюстрировать степень такой готовности на примере поликлиники, которой руководите?

— Начну с того, что наше участие в национальном проекте «Здоровье», внедрение методов управления качеством медицинской помощи дало возможность существенно улучшить условия и оплату труда персонала поликлиники, совершить прежде немыслимый, без преувеличения, рывок в ее техническом оснащении (современного оборудования было приобретено на десятки миллионов рублей). Удалось значительно повысить привлекательность амбулаторно-поликлинической помощи, увеличить объемы диагностической, лечебной, профилактической и реабилитационной помощи, снизить показатели тяжелой инвалидизации и смертности на дому, особенно граждан моложе 60 лет. На основе комплекса коренных реорганизационных, кадровых мер, компьютеризации регистратуры, использования информационных технологий мы заметно, особенно в последнее время, продвинулись в решении вопроса ликвидации очередей к врачам в поликлинике.

Приведу некоторые цифры. Три наших кабинета — функциональной диагностики, рентгено-флюорографический и ультразвуковой диагностики — в два с лишним раза увеличили количество соответствующих исследований. Подобное расширение параметров их доступности не могло не сказаться на качестве диагностики и лечения заболеваний. За пять лет мы сумели провести диспансеризацию около 7,5 тыс. человек. Словом, не случайно на территории, которую обслуживает поликлиника, стали нарастать позитивные тенденции в демографической статистике. Показатель рождаемости за пятилетний срок увеличился с 9,8 на 1000 человек в год почти до 12, смертность снизилась с 15 до 14,5, естественная убыль населения уменьшилась с 5,2 до 3 человек на 1000 жителей.

Далек от того, чтобы рисовать идиллию в нашей работе. На фоне требований ФЗ-326 еще более безотлагательными видятся мероприятия, которые нам предстоит осуществить для снижения первичной заболеваемости, смертности младенческой и среди работающего населения, от сердечно-сосудистых, онкологических патологий. Остро не хватает офтальмологов, кардиологов, докторов других узких специальностей. Но бесспорно главное: в целом коллектив 17-й поликлиники готов принять на себя ответственность за полную реализацию прав пациентов по Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в той части, которая от нас зависит. Тем более что в ближайшей перспективе выполнение программы модернизации учреждения (только дополнительного оборудования для поликлиники заказано на 20 млн рублей) расширит наши возможности.

— Хочется надеяться, что так же настроены и страховщики, страхователи...

— Думаю, у большинства из них будет все в порядке. Но есть еще одна сторона, причем главная, центральная, ради и для которой писан закон. И вот тут мы затрагиваем достаточно серьезную проблему, которая может, по крайней мере на первых порах, ощутимо осложнить исполнение ФЗ-326. Речь о недостаточной информированности немалого количества граждан об их правах и обязанностях в качестве застрахованных лиц.

Ко мне на прием часто приходят посетители поликлиники с различными просьбами — похвалить кого-то из докторов или медсестер, бывает, и пожаловаться на то, что не понравилось. Начинаешь в процессе беседы углубляться в «актуальную тему», и выясняется: «что-то слышал» человек о новациях в медицинском страховании, а в чем их суть, что они ему дают, какие у него теперь права, как надо поступать, — он и понятия не имеет. Многие не знают, к примеру, о том, что законом вводятся паспорт здоровья на каждого гражданина, единая на всей территории России форма страховых полисов, дающих право бесплатного получения медицинской помощи и снабженных специальным штрих-кодом. Приехал россиянин в любой город страны и вдруг заболел. Обратился в местную поликлинику. Там просканируют его полис, через интернет получат из единой базы паспортных медицинских данных историю болезни и окажут необходимую диагностическую, лечебную помощь.

Сейчас в помещения наших поликлиник, страховых компаний вывешены стенды с разъяснениями положений ФЗ-326. Только мало кто читает эти материалы — неинтересно, недосуг. Что ж, в чем-то пациентов, озабоченных своим нездоровьем, можно понять. Хотя помнить о том, что живем во времена, когда надо хорошо знать собственные права, следует всегда. Но в любом случае очевидно: требуется усиление разъяснительной работы — со стороны страховых, административно-исполнительных, медицинских структур, средств массовой информации.

— Между прочим, текст ФЗ-326 достаточно объемен и непрост для восприятия, особенно если читает его не юрист, не специалист.

— Возможно, поэтому он и содержит некоторые, на мой взгляд, неточности в отдельных статьях. Возьмем пункт 1 статьи 20 закона. Читаем: «Медицинские организации имеют право: 1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию... и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом». «На основании заключенных договоров» — это понятно. А что конкретно означает выражение «в иных случаях»? В каких статьях их искать? Мне, допустим, достаточно немалоопытному администратору от медицины, пока никто не берется объяснить, что здесь к чему.

Или другое. Мы, работники отечественного здравоохранения, давно ломаем голову над тем, почему нам платят деньги в первую очередь не за здоровье пациентов, а за... их болезни? Скажем, на зарплату участкового терапевта влияет количество заболевших на его участке, но никак не число исцеленных или здоровых в результате профилактических мер. И очень жаль, что этот абсурдный, в сущности, порядок, который далеко не на пользу стимулированию усилий врачей, «перекочевал» в новый закон. Да, из него следует: деньги по-прежнему идут в лечебное учреждение вслед за больным, но не за здоровым.

Мощную поддержку и развитие конституционное право каждого гражданина России на бесплатную медицинскую помощь получило в статье 16 ФЗ-326. Она предоставляет застрахованному лицу возможность выбирать не только страховую компанию, но и медицинскую организацию, даже конкретного врача. Очень демократично, красиво юридически, эффектно политически. Однако давайте пригасим на минуту чувство восторга, настроимся на практический лад и  представим себе отнюдь не фантастическую ситуацию. Пациенты из других микрорайонов Саратова стали в чрезмерно массовом количестве ехать в наиболее популярную поликлинику. А к врачу, ставшему знаменитостью, действительно замечательному, записалось в очередь на прием столько людей, что ему самому сделалось дурно. Даже если бы он смог трудиться по 30 часов в сутки, не справиться...

— Пожалуй, вас здесь можно понять: не секрет, что многие горожане, проживающие далеко от 17-й поликлиники, предпочитают лечиться именно в ней.

— Не отказываем, принимаем заявления, ставим на учет. Но ведь есть известный предел возможностей. Впрочем, когда дело касается свободного выбора медицинской организации, — еще куда ни шло. Администрация учреждения может как-то «выкрутиться», добиться увеличения штатной численности персонала, площадей, хотя это непросто. А вот что прикажете делать популярному доктору, который по закону не вправе никому отказать в оказании медицинских услуг?

Авторы ФЗ-326 реализовали благие, разумеется, намерения исключить «крепостную» зависимость застрахованных граждан от единственного лечебного учреждения, от нежеланных, слабых в профессиональном отношении врачей. Но при этом формально обрекли на такую зависимость лучших докторов. В затруднительном положении оказываются и пациенты, воспользовавшиеся правом выбора врача, доступность медицинской помощи становится для них, мягко говоря, проблематичной. Не посоветовались законодатели, надо полагать, с медиками-практиками, и получилось то, что получилось.

Какой можно было бы предложить выход? Нет, не изменять соответствующие формулировки закона. А просто добавить к ним одну фразу, которая бы устанавливала, что выбор застрахованным лицом врача осуществляется при реально имеющихся возможностях и, главное, при согласии лечащего врача. Ведь только он сам может судить о своей нагрузке, возможностях работать и зарабатывать.

— Если это ваше предложение, то звучит оно, когда закон уже вступил в силу...

— Думаете, что не исправить? Мне кажется, неспроста спикер Государственной думы Борис Грызлов в своем выступлении 12 января на открытии первого заседания весенней сессии парламента сказал, что, несмотря на принятие ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Госдума остается открытой для внесения в него в установленном порядке необходимых изменений и дополнений.

— В таком случае шансами совершенствования важного законодательного акта, видимо, стоит воспользоваться. Спасибо, Тимур Хакбердиевич, за интересное и полезное для многих наших читателей интервью.

Источник: газета «Репортер» №3 (933) от 26 января 2011 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии
Анна27.01.2012 11:31

Спасибо большое Вам за заботу о нас, пациентах! Благодаря таким людям у нас все будет хорошо!

Ответить
Алекс27.02.2011 11:29
Молодец доктор! Так держать! Я за добрых докторов, без всякой бюрократией!
Ответить
Алексей Краснов24.02.2011 19:19
Спасибо врачам! Они спасли мне жизнь. Радуют хорошие публикации про замечательных врачей, хотелось побольше.
Ответить


Отзывов: 3
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);