Реальность, ставшая легендой

Главная Культура   Реальность, ставшая легендой

Реальность, ставшая легендойВ художественном музее им. Радищева продолжается проект «Выставка одной картины»

На этот раз зрители могут увидеть картину венецианского мастера шестнадцатого века «Поклонение волхвов». Тема художественного полотна как нельзя более созвучна наступающему празднику Рождества Христова.

Коллекция «Тупейного художника»

В фонд Радищевсского музея работа поступила в 1906 году в качестве дара от Владимира Михайловича Козлова. Известно, что раньше картина находилась в коллекции графа С.М. Каменского, жившего в Орловской губернии. Генерал от инфантерии, граф Каменский с юных лет служил Отечеству, отличился во многих походах и сражениях, удостоился высших боевых наград.

Вернувшись в родовое поместье, увлекся театром и даже открыл в Орле первый общедоступный публичный театр. Есть предположение, что именно граф Каминский послужил прототипом «Тупейного художника» Н. Лескова.

Среди увлечений графа было и коллекционирование предметов искусства. Сейчас можно лишь строить предположения, каким образом картина из богатейшего собрания Каменских оказалась у В.М. Козлова, который служил управляющим у графа.

Очевидно, это был дар за хорошую верную службу. Ну а потом по какой-то причине новый владелец решил передать полотно в дар художественному музею. Впрочем, в те времена это было обычным делом.

Эта картина неслучайно оказалась в собрании графа. Как правило, как только человек собирался заняться коллекционированием, первое, на что он обращал свое внимание, была итальянская живопись. Именно полотна ее школы ценились любителями живописи прежде всего, и это естественно — у итальянцев, склонных к открытому, бурному проявлению чувств, и картины были крупными, яркими, праздничными, нарядными.

И эта картина тоже чисто итальянская — приподнятый настрой прежде всего выражается в ярких цветах, темные художник использовал лишь для того, чтобы еще более подчеркнуть контрастность, чтобы яркие краски на полотне засверкали еще сильнее.

Венецианский колорит

О сюжете картины и ее авторе нам рассказала старший научный сотрудник музея им. Радищева Л.П. Красноперова.

— На картине соединилось несколько сюжетов, связанных с Рождеством Христовым. Об этом событии нам повествуют Евангелия от Матфея и от Луки. Апостол Матфей приводит древнее пророчество Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

На картине присутствуют все знаки Рождества: Над Младенцем и Его Матерью горит Вифлеемская звезда, около бедных яслей — вол и осел, выше — ангелы, исполненные радости и поющие: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», песнопения, сопровождающие в храме праздник Рождества.

В католическом искусстве сложилась традиция изображения Рождества вместе со сценой поклонения волхвов родившемуся Мессии. В странах Древнего Востока так именовали мудрецов, прорицателей, астрологов, служителей бога Митры.

В Европе эта тема со временем была переосмыслена. Пришельцев стали называть святыми королями, представляющими Европу, Азию и Африку, они получили имена, соответственно, Каспар, Мельхиор и Балтазар.

Коленопреклоненным изображен старший из волхвов, представитель Европы, Каспар. Волхвы принесли Святому семейству золото — знак царственности, ладан — признание божественности младенца и смирну — пророчество смерти.

Кролик у ног Девы Марии символизирует победу целомудрия. В глубине шествует свита, а вдали раскинулся город Вифлеем.

В левой части картины видна высокая гора. На ее зеленых склонах — пастухи и благовествующие им ангелы: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень... И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

При поступлении в музей картина по недоразумению была записана как произведение Рафаэля Менгса (1728–1779), немецкого художника XVIII века, работавшего в стиле классицизма, предпочитавшего рисунок колориту. Наша картина радует как раз своей красочностью. Она исполнена во второй половине XVI века в Венеции.

При восприятии старой картины важно учитывать степень сохранности авторской живописи. Съемка в ультрафиолетовых лучах выявила на этом полотне большое количество поздних корректировок, исказивших и, видимо, сделавших более грубыми ее формы и колорит.

Первоначальная живопись в основе своей, однако, сохранилась. Композиция и колорит свидетельствуют о том, что картина написана художником, испытавшим влияние известного живописца Джакомо Пальмы Младшего (1544-1628).

О венецианском происхождении картины говорит и основа, на которой она написана: холст с диагональным переплетением нитей. С еще большей очевидностью об этом свидетельствует глубокий, звучный колорит. Черный цвет, использованный художником в подготовительной стадии работы, увеличивает цветовую силу красочных тонов, вызывает ощущение сияющей витражной живописи.

Мир эпохи Возрождения

Полотно практически не выставлялось в экспозиции Радищевского музея как раз, в том числе, и в силу поздних и не всегда самых умелых реставраций. Хотя почтенный возраст картины и ее несомненное венецианское происхождение всегда вызывали интерес у специалистов.

Глубокий интенсивный цвет, который так любили в Венеции и который лучше всего символизирует жизнерадостное восприятие мира творцов эпохи Возрождения, сохранился, несмотря на все вмешательства в авторскую живопись. Даже ангелы на картине выглядят весьма справными и счастливыми.

Характерно благоговение, ощущающееся в картине, особенно в фигурах волхвов. Чувствуется убежденность в том, что для художника Рождество Христово — это неоспоримый факт. Нам, людям XXI века, очень сложно осознать это событие как реальность, для большинства это миф, легенда, красивая сказка. Но, художник, который писал эту картину, писал о том, что было на самом деле. Причем не так давно, чтобы это могло вызывать сомнения.

Возможно, автор этой картины не был художником первой величины, скорее всего, он был провинциальным художником, но он жил во время, когда творили Веронезе, Тициан, Тинторетто, он не мог не видеть их полотна, и мироощущение того времени в его работе выражено в полной мере.

Выставка этой картины проходит в замечательное праздничное время. Все картины, представляемые в рамках этого проекта, вызывают неизменный интерес у зрителей. Тем более что все работы снабжены полной справочной информацией. А эта картина просто не может остаться незамеченной. И, возможно, для кого-то это станет напоминанием о Божественном Откровении, возможно, кто-то захочет еще раз обратиться к Евангелию.

Благодарим сотрудников музея им. Радищева за помощь в подготовке материала.

Источник: газета «Репортер» №51 (1032) от 26 декабря 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);