Галина Токарева: «Налоги — необходимое условие существования государства»

Главная Интервью   Галина Токарева: «Налоги — необходимое условие существования государства»

Галина Токарева: «Налоги — необходимое условие существования государства»Неуплата налогов влечет за собой наказание

Не секрет, что преступления в налоговой сфере — один из факторов, которые подрывают экономику нашей страны. Сумма убытков по обязательным выплатам может достигать десятков миллионов рублей в рамках только одного уголовного дела. Благодаря правоохранительным органам, только в уходящем году в бюджет области поступили миллиардные выплаты от недобросовестных налогоплательщиков. О том, каким образом контролируется процесс выявления и раскрываемости преступлений и правонарушений в этой сфере, нам рассказала заместитель прокурора Саратовской области Галина Токарева.

— Галина Николаевна, как прокуратура контролирует исполнение налогового законодательства?

— Мы осуществляем надзор за законностью правовых актов, исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций, то есть банков. Мы контролируем следствие, производство дознания и оперативно-розыскную деятельность по делам и материалам соответствующей направленности. Особое внимание уделяем вопросам полноты и своевременности принимаемых налоговыми органами мер по взысканию налоговой задолженности. Ведь налоги — необходимое условие существования государства, это экономическая основа его деятельности. Поэтому обязанность, закрепленная в Конституции РФ — платить законно установленные налоги и сборы, — распространяется на всех налогоплательщиков как непосредственное и безусловное требование.

Мы постоянно проводим проверки не только налоговых органов, но государственных и муниципальных организаций. Последние обязаны своевременно предоставлять сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения. Так же, как и служба судебных приставов в части исполнения решений судов и налоговых органов о взыскании налоговой задолженности.

— Какие меры принимаются в отношении недобросовестных налогоплательщиков?

— В связи с изменениями в законе, уголовные дела о налоговых преступлениях могут возбуждаться только по материалам налоговых органов. Различные налоговые проверки устанавливают, какие именно налоги и в каком размере не уплатил налогоплательщик. В зависимости от установленной суммы доначисленных обязательных платежей на налоговом органе лежит обязанность направить эти материалы в правоохранительные органы для дачи действиям виновных лиц уголовно-правовой оценки.

Можно отметить, что принятые нами меры оказали определенное влияние на снижение налоговой задолженности и увеличение поступлений в бюджет. Размер задолженности по налогам составил 7180,3 млн руб., в том числе недоимка 1181 млн руб. С начала 2012-го размер задолженности уменьшился на 7,2%, то есть на 556 млн руб. Поступления налоговых платежей выросли на 29,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составили 89,9 млрд рублей.

— Какой суммы доначисленных налогов «достаточно» для признаков состава налогового преступления?

— Если говорить о физических лицах, а в эту категорию подпадают в том числе индивидуальные предприниматели, то эта сумма свыше 600 тысяч рублей. Для юридических — свыше 2 млн рублей.

— Какова роль прокуратуры во всех этих процессах, как строится работа в этом направлении?

— Мы осуществляем надзор за исполнением действующего законодательства, в том числе налогового и уголовно-процессуального. Контролируем действия и решения налоговых органов по принятию мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков. Смотрим, как часто они проводят налоговые проверки, проверяем законность привлечения по их итогам к ответственности, своевременность и полноту направления материалов в органы предварительного расследования, а также принимаемые этими органами решениями. В том числе законность как возбуждения уголовного дела, так и отказ. Мы осуществляем надзор за предварительным расследованием и обеспечиваем поддержание гособвинения в суде.

Помимо этого, мы координируем работу правоохранительных органов по борьбе, в том числе, с налоговой преступностью. Вопросы организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с преступлениями этой категории обсуждался на коллегии в марте. По ее итогам были проведены проверки по фактам незаконного возмещения НДС. Результаты обсудили на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов. Был определен порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов для более активного выявления и пресечения подобных фактов.

— Каковы способы совершения налоговых преступлений? Каких результатов удалось достичь в сфере выявления этих преступлений?

— Способы совершения налоговых преступлений разнообразны. Если рассматривать классическую схему, это уклонение от уплаты таких, можно сказать, основных федеральных налогов, как налог на прибыль и на добавленную стоимость.

Уклонение происходит путем предоставления в органы ФНС фиктивных документов о якобы произведенных сделках, не имевших место в действительности, по приобретению товаров или оказанию услуг, указывая в качестве «контрагентов» организации, которые фактически не ведут финансово-хозяйственной деятельности, либо фирмы «обналичники».

Кроме того, зачастую недобросовестные налогоплательщики, исчисляя обязательные платежи, скрывают денежные средства для их уплаты на расчетных счетах третьих лиц, с которых фактически осуществляется оплата по хозяйственным операциям.

В 2012 году в производстве СУ СК РФ по Саратовской области находилось 9 уголовных дел о таких преступлениях, возбужденных по ст. ст. 198— 199.2 УК РФ. Из них 6 уголовных дел в отношении шести обвиняемых после утверждения прокуратурой области обвинительного заключения направлены для рассмотрения в суд. Еще одно уголовное дело направлено прокуратурой области в суд в декабре 2011-го, рассмотрено, соответственно, в уходящем году. По всем делам этой категории судами вынесен обвинительный приговор.

К примеру, директор ООО «Соколовогорская мука» Муханов О.А. приговорен Кировским районным судом к условной мере наказания. Было установлено, что он незаконно вносил в бухгалтерский и налоговый учет заведомо ложные сведение о финансово-хозяйственных операциях и таким образом уклонился от уплаты НДС на сумму свыше 18 млн рублей.

Аналогичным способом от уплаты налога на добавленную стоимость уклонялся директор ООО «Органикс-кварц» Антропов В.Ю. Своими действиями он причинил ущерб государству на сумму свыше 80 млн рублей и был осужден Октябрьским районным судом к двум годам лишения свободы условно.

— Поясните, что это за новации в уголовно-процессуальном законодательстве, предусматривающие прекращение уголовного дела ввиду возмещения ущерба?

— С 1 января 2010 года действует норма уголовно-процессуального законодательства, согласно которой уголовное дело, возбужденное в отношении налогоплательщика по ст. 199-199.2 УК РФ, подлежит прекращению в случае полного возмещения ущерба. Но эта норма уже содержалась в УПК РСФСР. Новация в уголовно-процессуальном законодательстве предоставляет налогоплательщику возможность выбора: либо быть осужденным и, соответственно, иметь судимость со всеми вытекающими из этого последствиями, либо возместить причиненный вред — в таком случае уголовное преследование и уголовное дело в целом в отношении него будет прекращено.

По указанным основаниям в текущем году органами СКР по Саратовской области ввиду возмещения ущерба на сумму свыше 4 млн рублей прекращено одно уголовное дело в отношении руководителя частного образовательного учреждения.

— Вы упоминали, что недобросовестные налогоплательщики используют мошеннические схемы возмещения НДС. А принимались ли меры к выявлению подобных преступлений, и каковы результаты?

— Дело в том, что в настоящее время на законодательном уровне не урегулирован вопрос, как в случае с преступлениями, предусмотренными ст. 198-199.2 УК РФ, направления материалов в отношении недобросовестных налогоплательщиков, заявивших незаконное возмещение из бюджета НДС, из налоговых органов в правоохранительные для дачи уголовно-правовой оценки действиям виновных лиц. Между тем проблема хищения бюджетных средств указанным способом очень актуальна.

Так, за период 2009-2012 годов налоговыми органами области отказано в возмещении НДС на сумму 1 млрд 784 млн рублей, в том числе 66,1 млн рублей — по признаку недобросовестности налогоплательщика. Указанные факты требуют дачи надлежащей уголовно-правовой оценки.

В связи со сложившимися обстоятельствами прокуратурой области разработаны организационно-распорядительные документы, которые регулируют вопросы взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению таких преступлений. У нас создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители СУ СК РФ, ГУ МВД РФ, а также УФНС России по Саратовской области. Нами был выработан механизм передачи налоговыми органами в СУ СК РФ по Саратовской области материалов по фактам незаконного возмещения НДС для проведения доследственных мероприятий, а также информирования регионального ГУ МВД о налогоплательщиках, по которым имелись данные об их недобросовестности, но не было оснований для принятия решения об отказе в возмещении НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

По результатам общенадзорных проверок в текущем году возбуждено 3 уголовных дела по фактам незаконного возмещения НДС, из которых одно рассмотрено судом с постановкой обвинительного приговора, по 2 уголовным делам проводится расследование.

За аналогичный период 2011 года возбуждено 2 уголовных дела по материалам органов внутренних дел, которые впоследствии соединены в одно производство. Прокуратурой области утверждено обвинительное заключение в отношении двух лиц, дело направлено в суд. В настоящее время рассмотрение не завершено.

— В Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» внесли изменения, в соответствии с которыми ветеранов боевых действий лишили льготы по транспортному налогу, если мощность двигателя свыше 150 л.с. Насколько законны данные изменения?

— Вначале нам надо уяснить, что такое льгота. Исходя из Налогового кодекса РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

В силу Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ.

В ранее принятых и сохраняющих свою силу решения Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно разъяснялось, что льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях. Поскольку установление льготы не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности установления налога, в том числе транспортного налога на территории Саратовской области. Таким образом, в данном случае установление или отмена льготы — это право представительного (законодательного) органа, а не обязанность.

Источник: газета «Репортер» №51 (1032) от 26 декабря 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);