Клише «по культурной части»

Главная Культура   Клише «по культурной части»

Клише «по культурной части»На прошлой неделе в Государственной думе прошла презентация достижений и инвестиционных перспектив Саратовской области. Изумленной публике (надеемся, таковая до стендов, представленных министерствами нашей области, добрела) предстала дивной красоты картина: стабильность и процветание, от которых захватывает дух, — вот девиз нашего региона.

Причем в равной степени это касается и промышленности, хотя руины саратовских заводов, прикрытые рекламными конструкциями или превращенные в мегамаркеты, для горожан стали привычными элементами пейзажа; и сельского хозяйства, несмотря на то что умирающие без жителей деревни и разоренные колхозы-миллионеры пугают случайных проезжающих остовами ферм и вырубленными садами; и даже — осмотритесь и возликуйте, саратовцы! — дорожное хозяйство. Судя по бодрым отчетам чиновников, эпитет «деревня Гадюкино» не про нас, наветы клеветников и завистников, не более.

То же самое касается и расцвета культуры в нашей области. Оставшийся в далеком прошлом театр АТХ, прошлогодняя голодовка актеров Балашовского драмтеатра — сны и фантазии злых людей. На стенде, посвященном культуре региона, — до оскомины приевшийся традиционный консерваторский фасад и рапорты о ежегодных фестивалях. Бренды, придуманные, созданные и раскрученные еще в другом государстве, по-прежнему легко узнаваемы и почитаемы.

А между тем, около месяца назад на радио «Эхо Москвы» восторженные речи в адрес нашего города звучали на весь мир. И по определенно культурному поводу — там проходила презентация пятого компакт-диска саратовского джаз-оркестра «Ретро» под управлением Никиты Духовникова. Беседа с руководителем коллектива вызвала такой отклик у слушателей, что запланированный часовой эфир ведущий увеличил до двух часов.

Если бы чиновники от культуры не поленились зайти на сайт оркестра и послушать там запись этого разговора, они бы могли услышать слово «Саратов», упоминавшееся не в связи с пожарищем в очередном учреждении культуры, не в связи с новым коррупционным скандалом и миллиардными долгами, а исключительно в связи с суперсложной музыкой, которая виртуозно исполнена и прекрасно записана в нашем городе. И, возможно, они бы обратили внимание на коллектив, который все 29 лет своего существования дарит творчество не только родному городу, но всей России, а, как показывает эфир «Эха Москвы», вызывает восторг у поклонников по всему миру.

Однако сейчас этот коллектив оказался в буквальном смысле слова на улице. Бесхозными быть им не привыкать — со всеми министрами культуры области Н.А. Духовников безуспешно пытался решить вопрос о «приписном» статусе любительского оркестра, состоящего из высокопрофессиональных музыкантов. Теперь они стали еще и бездомными.

В силу совершенно объективных и не зависящих от музыкального коллектива обстоятельств, не связанных с нерадивостью или плохой работой музыкантов, исключительно из-за того, что саратовская недвижимость последние несколько лет совершенно бездумно распродается иногородним владельцам, джаз-оркестр «Ретро» лишился концертной базы в институте «Сельэнергопроект», функциональной очень для коллектива удобной и во всех отношениях подходящей. Мы уже писали об этом несколько номеров назад. Сейчас история получила свое продолжение. Или — не получила, как посмотреть. В любом случае, ее развитие вполне укладывается в жанр стендовой рекламы, в котором так преуспевают саратовские чиновники первого эшелона.

— Я написал письмо министру культуры области с просьбой предоставить нам помещение в освободившемся Доме офицеров, — рассказывает Никита Духовников. — В ответном письме были подробно перечислены все коллективы, которые уже вселились туда на сегодняшний день, и сообщалось, что для нас там места нет.

Среди коллективов, «вселенных» в Дом офицеров, областная филармония, учебно-методический центр специалистов культуры и искусства, Театр хоровой музыки, областная концертная организация «Поволжье», колледж искусств, на правах арендаторов здесь Театр магии и фокусов «Самокат» и музыкальная школа № 19. Большинство коллективов довольно внушительны, однако сложно представить, что в огромном трехэтажном здании площадью в несколько тысяч квадратных метров совершенно не осталось свободного места. Более логично выглядит предположение о том, что если бы со стороны джаз-оркестра поступило предложение о предоставлении помещения на условиях аренды, оно было бы воспринято чиновниками куда более благосклонно — ведь для регулярных меховых и пальтовых распродаж место в здании в центре города находится всегда.

Впрочем, это всего лишь домыслы. Ведь чиновники искренне и даже отчаянно хотят помочь джазовому коллективу со славной историей — не случайно первый заместитель министра Л.В. Сорокина буквально в следующем абзаце обнадежила музыкантов: после завершения реконструкции здания областной филармонии «министерство культуры обязательно вернется к рассмотрению вопроса о возможности размещения Саратовского джаз-оркестра «Ретро» в здании по адресу: г. Саратов ул. Соборная, 18» (бывший Дом офицеров). То есть по прошествии 6 лет сложнейшей работы, «имитирующей» восстановление филармонии, пройдет еще каких-нибудь 15-20 лет — и музыканты смогут порепетировать и поиграть джаз вдоволь!

«Наверх», к вершителям судеб, ушло еще одно письмо — губернатору Саратовской области. В этом послании Духовников от лица своего оркестра уже не просил места в Доме офицеров — он просил о «содействии в проведении 5-6 концертов в год под Вашим патронатом со сметой в 25 т.р. Они позволили бы нам покрыть расходы на аренду и стали бы настоящим подарком и для ветеранов, и для молодежи...» Для музыкантов концерты были бы бесплатными, для зрителей — бесплатными.

Ответ пришел от зампреда правительства Саратовской области Андрея Россошанского и удивительным образом — слово в слово, до запятой! — под кальку повторил письмо из минкульта. Очевидно, чиновники все-таки завели клише, разработанные незабвенным Полыхаевым в «Геркулесе» для каждой ситуации. Если, конечно, кто-то из них читал «Золотого теленка». Ну, а поскольку на дворе ХХI век — авторы клише не ограничились одним учреждением, а разослали его всем аппаратным сотрудникам.

Справедливости ради стоит сказать, что Россошанский добавил к своему ответу фразу о том, что «выделить денежные средства для финансирования концертов Вашего коллектива не представляется возможным». На этом игра «Найди три отличия» заканчивается. В принципе, судя по эпистолярной ловкости, письма чиновникам даже не нужно читать: понятно, что авторы просят помощи и денег. Ответ вполне предсказуем, зачем тратить время на вникание в тексты.

Самое любопытное, всем этим радетелям за культуру, обещающим благоденствие через 20 лет, постоянно бодро рапортующим об успехах, которых на самом деле нет, очень важен престиж. Понятно, что появляется что-то новое — фестивали Нейгауза, памяти Янковского, но очень многое погибает. Ушли в небытие саратовские гармошки, исчез когда-то блиставший на джазовых фестивалях биг-бэнд «Волга», практически не работает старейший оркестр цирка. Некогда гремевший в джазовом мире трехдневный джазовый фестиваль «Заволжье» превратился в скромный междусобойчик.

— С таким ленивым равнодушием писать отписки, подписывая тем самым приговор такому известному оркестру, как наш, — продолжает Духовников, — могут лишь люди, которые сами никогда в жизни ничего полезного на сцене не сделали. Наш оркестр не просто участвовал во множестве джазовых фестивалей, мы имели честь с аншлагом выступать в трех лучших концертных залах страны — в Колонном зале Дома Союзов, в Большом зале Московской консерватории и зале им. Чайковского. Во всех трех залах больше не выступал ни один саратовский коллектив, даже академический. Мы издали пять компакт-дисков, вошли в энциклопедию российского джаза. Но, как оказывается, коллектив с таким послужным списком не достоин даже минимальной поддержки властей, нам можно не помогать, нас можно не замечать.

На самом высоком уровне заговорили о том, что упадок культуры в стране достиг критической точки. Но, судя по официальным отчетам о презентации Саратовской области в Госдуме, только не в Саратове.

Сейчас репетиции джаз-оркестра проходят дома у руководителя — с небольшими группами музыкантов.

— Музыканты предложили сделать так, как сделали утесовские музыканты в фильме «Веселые ребята» — репетировать на концертах. А если серьезно, пока выезжаем на высоком классе музыкантов.

Проблема — найти место для концерта. Пока в этом коллектив поддерживают давние друзья и партнеры из Дома кино — ближайший концерт состоится там 27 декабря.

— Кстати, на концерте мы решили еще и устроить акцию по сбору подписей о возвращении в наш регион замечательного канала классической музыки «Орфей». С этим вопросом я тоже неоднократно обращался в разные околокультурные высокие инстанции, но, как оказалось, вопрос это очень сложный и для них «неприподъемный». Наше письмо мы адресуем в те инстанции, которые, мы надеемся, являются менее беспомощными, чем минкульт. На мой взгляд, вопрос о радиостанции даже более важный, чем вопрос о нашем коллективе. Никакими, самыми лучшими фестивалями не решить проблему повального засилья попсы. Самый лучший фестиваль охватывает где-то тысячу человек — творческую интеллигенцию города, которая и без того не нуждается в культурном воспитании. А что делать с населением нашей области, которое лишено настоящей музыки? Ситуацию может изменить только радио, только оно может предложить альтернативу и обратить внимание людей на хорошую музыку.

Надежда на то, что на концерт придет много-много хороших людей, которые поставят свои подписи, убедят влиятельные инстанции в необходимости хоть какого-то противостояния попсе и русскому шансону, конечно, есть. Ее не может не быть. Но система решения любых вопросов остается прежней. И неважно, чего она касается — выделения места для благотворительного концерта для ветеранов или восстановления ТЮЗа. Возможно, ситуация когда-нибудь изменится, ведь не случайно об упадке русской культуре заговорили уже на самом высоком уровне. В любом случае, мы можем об этом помечтать. Тем более что скоро Новый год. По случаю — и праздничный тост от руководителя джаз-оркестра «Ретро» Никиты Духовникова:

— К сожалению, мне по возрасту не удалось знать моих кумиров, относящихся к культурной элите страны, — Д.С. Лихачева и Ю. М. Лотмана. Но мне посчастливилось работать с удивительными представителями культурной элиты Саратовской области — мне довелось поработать в художественном музее им. Радищева под руководством Э. Арбитмана, в киноклубах я много сотрудничал с замечательным киноведом В.К. Семенюком, на радио я работал с Л.А. Бочковой, на физфаке университета я работал с выдающимся физиком и прекрасным знатоком живописи и поэзии Д.И. Трубецковым... И мне бы хотелось, чтобы у каждого нашего представителя чиновничьей элиты был советник из элиты культурной, причем советник с правом решающего голоса.

Источник: газета «Репортер» №50 (1031) от 19 декабря 2012 г.


Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);