Возвращение к жизни...

Главная Культура   Возвращение к жизни...

Возвращение к жизни...О том, как сильно на восприятие человеком мира влияет окружающая его среда, место, в котором он живет, известно давно. Можно называть это как угодно — гений места, энергетика определенной географической точки, но то, что это факт, бесспорно. Приезжая в новый город, сразу можно сказать, как относятся к нему его жители — как заботливые дети или как временщики. В этом плане Саратову последних десятилетий выпала незавидная участь — любить его становится все трудней. Причем, эта нелюбовь даже не в анекдотически плохих дорогах и не в постоянно грязном его облике — она в отсутствии света, в неработающих фонтанах, в обрубках уродливо обстриженных деревьев, в варварском состоянии красивых еще недавно домов...

Не с этим ли связана и массовая миграция из Саратова, и, что самое печальное, совершеннейшее отсутствие у уехавших ностальгии. Тоска осталась у тех, кто покинул город больше 20 лет назад — но их сразу хочется отговорить, чтобы не огорчились увиденным. Пожалуй, некий флер провинциального очарования нашего города чувствуют лишь некоторые художники-романтики, но питает его, скорее, память о былом. Единственными, кто, глядя на разруху, ищет возможности для города пережить и выжить, — музейщики. Именно они — тонкие, разумные, хорошо образованные — чувствуют свою ответственность за происходящее, воспринимают наш город как целостную систему художественных образов, помнят о том, что Саратов — «не деревня и не глушь», а первый из многих, и часто — лучший. Помнят и стараются объяснить, показать, доказать. Каждый музей своими средствами. Но всегда — со всей убежденностью в праве города на уважение и любовь его жителей. Оказываясь подлинными хранителями времени, каждый музей выбирает собственный, неповторимый язык, на котором он разговаривает со своими посетителями. Сейчас в музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского продолжает свою работу выставка «Возвращенные к жизни...», которая представляет собой некий итог работы музея по восстановлению в первоначальном виде памятников культуры, пострадавших от времени или искаженных последующими переделками.

«Основная идея этой выставки, автором которой является старший научный сотрудник музея-усадьбы Светлана Васильевна Клименко, — показать важность реставрационных работ для сохранности музейного фонда», — рассказывает научный сотрудник, кандидат исторических наук Инна Евгеньевна Захарова.

Обеспечение сохранности историко-культурного наследия актуально для музеев всего мира. На приведение музейных коллекций в надлежащее состояние направлена работа музейщиков и реставраторов. Особенность музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского — его мемориальность. В экспозиции и на выставках представлены, главным образом, личные вещи, предметы быта, семейные реликвии Чернышевских и Пыпиных. Соответственно, и отношение к ним особое — не случайно экскурсоводы приглашают посетителей в гости, в дом, в семью.

В разные десятилетия существования музея Чернышевского здесь реставрировались усадебные строения, предметы быта, принадлежавшие семье Чернышевских и родственникам, а также  памятники изобразительного искусства и прикладного творчества, характеризующие быт XIX в. Говорить о реставрации, о необходимости приведения родительского дома в порядок начал младший сын писателя Михаил Николаевич Чернышевский. На новой выставке представлена первая смета на ремонт музея. Собственно, в 1920 году говорить о реставрации еще не приходилось —  дом требовал капитального ремонта, нужно было менять оконные рамы, вставлять стекла, перебирать печи... Все работы нужно было проделать в кратчайшие сроки, чтобы быстрее перевезти в Саратов документы, рукописи и материалы из архива Н.Г. Чернышевского, а также сохранившиеся семейные вещи, с которых началось формирование музейных коллекций.

Основатель и первый директор Дома-музея М.Н. Чернышевский первым заговорил не только о сохранности родительского дома, переданного государству под организацию в нем музея памяти великого демократа, но и о восстановлении всей усадьбы Чернышевских и Пыпиных, в том виде, как это было в первой половине ХIХ века. Здесь родился и провел детские и юношеские годы будущий ученый, философ, культовый писатель своего времени, публицист и литературный критик.

На выставке представлены фотографии, запечатлевшие работы по ремонту и реставрации мемориального дома, в 20-х гг. прошлого века — от первоначальной полнейшей разрухи и постепенного возрождения. Фотографии повествуют и о реставрации дома-музея в 50-е гг., за которой стоит кропотливая и почти ювелирная работа множества специалистов. Чего стоит одно лишь восстановление потолочной росписи, уничтоженной пожаром 1866 года! На снимках 1953-го года можно увидеть, как работают художники-реставраторы. Но это был завершающий этап, которому предшествовало изучение потолочных росписей в провинциальных домах среднесословных семей того времени, сравнение воспоминаний современников, множество эскизов, обсуждение и согласование...

Возвращение к жизни...В 50-70-е гг. годы Дом-музей Н.Г. Чернышевского, можно сказать, имел статус музея мирового уровня — непрерывной вереницей шли сюда бесчисленные экскурсионные группы с туристических теплоходов. В эти годы директором музея и хранителем фондов были дочери Михаила Николаевича Нина и Марианна Чернышевские, которые были особой  ниточкой, связывающей посетителей музея с семьей их известного во всем мире деда.

За время существования музея реставрация и восстановление в первоначальном виде памятников культуры приобрели постоянный и целенаправленный характер. На протяжении практически всего двадцатого столетия шла постоянная работа по уточнению всех деталей и особенностей усадебных строений и их интерьеров. В сложные 80-90-е годы удалось реставрировать многие памятники из музейного собрания, часть из которых можно увидеть на нынешней выставке. А результат грандиозной работы по восстановлению усадебных строений можно увидеть и воочию — в отреставрированном доме писателя и во флигеле его жены Ольги Сократовны.

Кроме фотографий, касающихся истории реставрации усадьбы, на выставке представлены и экспонаты из разных коллекций, которые в то или иное время были отреставрированы или еще ждут своего часа. Среди нуждающихся в реставрации и изящный  веер, который принадлежал Нине Михайловне Чернышевской.

Особое место на выставке занимают иконы. Семейные иконы представлены в постоянной экспозиции, здесь же — иконы конца XIX века, собранные в экспедиции конца 1970-х годов в Красноармейском районе. Они особенно интересны тем, что именно сейчас к иконам этого времени обращено пристальное внимание специалистов.

Отреставрированные предметы из музейной коллекции и раньше являлись основой ряда экспозиций, но впервые они так широко представлены на выставке, посвященной проблемам реставрации. Редко чествуют и самих реставраторов, хотя долгая жизнь старинных вещей возможно только благодаря их работе. Причем для каждого вида экспонатов необходимы свои технологии и свои специалисты. На выставке представлены и научные документы — реставрационные паспорта, в которых подробнейшим образом прописаны и состояние экспоната до и после восстановления, и все необходимые и проведенные работы.

Не все реставраторы подписываются под своими работами. Хотя многие из тех, кто остается безымянным для публики, делают настоящие чудеса — они продляют жизнь вещи и дают нам возможность показывать ее зрителям. Наверное, единственная возможность для музейных сотрудников поблагодарить реставраторов — это устроить и провести подобную выставку, и дать ей столь символичное название.

В музейных хранилищах находится множество экспонатов, нуждающихся в реставрации: рукописные книги,  издания греко-латинских классиков на иностранных языках, рукописи, изо- и фотоматериалы, предметы мебели... Посетители музея часто обращаются к экскурсоводам и специалистам музея с вопросами о том, когда будет завершена реставрация усадебного комплекса, обращая внимание на «законсервированный» фундамент хозяйственных служб. Однако вопрос пока остается открытым. Остро нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ самый старый дом, т.н. Пыпинский, который построил дед Н.Г. Чернышевского в 1818 году. С этим домом связаны первые годы жизни Н.Г. Чернышевского, здесь родился его двоюродный брат — академик-славист А.Н. Пыпин, почетный гражданин города Саратова.

Буквально через полгода, в июле 2013-го будет отмечаться 185-летие со дня рождения нашего великого земляка. Конечно, лучшим подарком для музея стало бы известие о возобновлении работ по реконструкции усадьбы. Впрочем, это стало бы несомненным подарком и для всего города, поскольку любовь к родине начинается с таких вот уголков, в которых с любовью и нежностью сохраняется память о былом. Известно, что  прикосновение к подлинной истории дает надежду на будущее.

Источник: газета «Репортер» №49 (1030) от 12 декабря 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);