Такая разная Россия

Главная Культура   Такая разная Россия

Такая разная РоссияВ Радищевском музее продолжается проект «Выставка одной картины»

До конца ноября в рамках этого уникального проекта зрители могут познакомиться еще с двумя полотнами из коллекции музея, десятилетиями не покидавшими запасник: «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков» (1896) С.Д. Милорадовича и «Осень» С.Т. Колесникова (1905).

Драматические страницы прошлого

2012 год, объявленный Годом истории России, открывает возможности вспомнить множество героических дат нашего Отечества — 1150-летие зарождения российской государственности, 770-летие битвы на Чудском озере, 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина... Сколько поводов вспомнить о делах минувших дней и воскресить в памяти имена людей, вошедших в Историю.

Смутное Время выдвинуло на историческую арену много неординарных личностей. Среди них выделяется «великий печальник за Русскую землю» патриарх Гермоген, человек сложного, неуживчивого характера, прямой, свято служивший своим убеждениям, а не личной выгоде. Его непоколебимость в вере была одной из составляющих в общей борьбе за независимость русского государства. Путем устной проповеди и тайно рассылаемых грамот Гермоген увещевал народ стоять за православную веру, за что был заключен осенью 1611 года в Чудов монастырь, где и умер заморенный голодом в феврале 1612 года.

Фигура Гермогена привлекала многих русских художников. В свое время к его образу обращались В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, а также менее известные живописцы. Автор картины «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков» Сергей Дмитриевич Милорадович был продолжателем реалистических традиций в русском искусстве второй половины ХIХ века. Он писал картины на историко-религиозные сюжеты, портреты, пейзажи, бытовые композиции и демонстрировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого он был с 1894 года. Происходя из среды духовенства и хорошо зная его быт и нравы, художник часто изображал сцены из жизни священников, а также обращался к темам из истории церкви. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на жизненные впечатления, он много читал источники, консультировался с историками.

Милорадович обратился к одному из самых драматичных эпизодов жизни патриарха, когда к нему, уже узнику, в очередной раз пришли бояре и поляки требовать, чтобы он убедил нижегородское ополчение, подступившее к Москве, присягнуть на верность польскому королевичу. Тревожный свет свечи выхватывает из темноты фигуры и лица пришедших, которые плотным кольцом обступили Гермогена и настойчиво уговаривают его подписать лежащую на столе грамоту. В их лицах и движениях чувствуется страх. Все взоры с надеждой и угрожающей мольбой устремлены на патриарха. Бояре кто снисходительно уговаривает упрямого патриарха, кто увещевает, кто угрожает. Богатые одежды из меха, бархата и парчи гаснут в темноте, лишь ярко загораясь вблизи огня свечи блеском золотного шитья и переливами драгоценных тканей. Начальник польского гарнизона А. К. Гонсевский стоит поодаль, предоставляя возможность русским самим разбираться с опальным патриархом. Из-за его плеча выглядывает польский стражник в доспехах и шлеме.

Контрасты света и тени, тревожные тени на мрачных стенах кельи, напряжение в позах и лицах участников события обостряют трагическое восприятие картины. Автор, пытаясь выразить драматизм ситуации в психологическом состоянии персонажей, выбрал именно этот второй эпизод отказа Гермогеном подписать грамоту, хотя первый, когда боярин М. Салтыков замахнулся на патриарха ножом, а тот проклял его, более благодатен для показа эффектных поз и выплеска бурных эмоций. Художника взволновала необыкновенная нравственная твердость патриарха Гермогена, мужественно противостоявшего в одиночку изменникам. Патриарх выделяется экзальтированностью взгляда, обращенного к всевышнему, как бы просящему укрепить его силы. Он готов умереть за веру и решительно отстраняет от себя перо, благословляя нижегородцев на освобождение страны: «Да будет над ними милость от бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем!»

Патриарх Гермоген был похоронен в Московском Чудовом монастыре, при царе Алексее Михайловиче тело святителя было перенесено в Успенский собор. В 1913 году во время празднования 300-летия воцарения Романовых Гермоген был причислен к лику святых. На Красной площади, на месте будущего мавзолея, предполагалось воздвигнуть монумент, который должен был более чем в три раза превосходить по размерам памятник Минину и князю Пожарскому. Но мировая война и революции помешали планам. В марте 2012 года возле Кремля в Александровском саду был заложен камень на месте будущего памятника патриарху Гермогену. Нас ждет еще одно художественное воплощение образа святителя в понимании современного общества, в состоянии которого многие находят исторические параллели с событиями 400-летней давности. Каков он будет, покажет время...

Такая разная РоссияЗабытый талант

Таланты не всегда бывают по достоинству оценены потомками. Так случилось и с творчеством ныне почти забытого художника Степана Федоровича Колесникова. Картины его в начале XX столетия получали высокую оценку критиков и современников, а в наши дни осмысление творчества этого замечательного художника только начинается. Причина такого незаслуженного забвения кроется в непростом жизненном пути живописца.

Большая часть наследия С.Т. Колесникова находится в Сербии, некоторые работы находятся в музеях Украины и частных коллекциях. Даже в Третьяковской галерее имеется только одна его картина. Но интерес к его произведениям постоянно растет — картины и акварели мастера активно предлагаются и пользуются спросом на аукционах и в художественных салонах. Высокий профессионализм, живописность, артистизм исполнения и уточенный лиризм С.Т. Колесникова неизменно привлекают внимание к его творчеству.

Степан Колесников родился в небольшой украинской деревушке Екатеринославской губернии с громким названием Адрианополь, в крестьянской семье. Любовь к искусству у него проявилась с раннего детства. Работы начинающего семнадцатилетнего художника были отобраны для участия во Всероссийской выставке 1896 года.

Первые профессиональные творческие навыки Колесников получил в Одесском художественном училище. Его друзьями и соучениками были будущие известные живописцы М.Б. Греков, И.И. Бродский и Д.Д. Бурлюк. После успешного окончания училища он был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств, занимался у И.Е. Репина, А.А. Киселева и В.Е. Маковского. По завершении обучения Колесников получил Большую золотую медаль на Международной выставке 1909 года в Мюнхене. Этот успех был отмечен императором Николаем II, подарившим художнику золотой портсигар.

Впоследствии Колесников участвовал в выставках Товарищества передвижников и южно-русских художников, Общества имени А.И. Куинджи, международных экспозициях в Мюнхене, Лондоне, Риме, Венеции. С 1915 года художник жил в Одессе, но его персональные выставки проходили в Петербурге, Москве, Белграде, Париже, Праге и других городах. Картины неоднократно отмечались премиями, медалями, имели коммерческий успех. Их регулярно публиковали популярные журналы «Нива» и «Огонек».

Октябрьский переворот и последовавшие за ним события внесли серьезные перемены в судьбу С.Т. Колесникова. Вскоре он навсегда покидает Россию. С 1920 года и до самой своей кончины художник постоянно живет и работает в Белграде. Находясь в эмиграции, он активно занимается творчеством: создает пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сценки, выполняет заказы короля сербов, хорватов и словенцев Александра I.

И.Е. Репин, поддерживавший с Колесниковым переписку, высоко ценил достижения бывшего ученика. Колесников неоднократно присылал из Белграда в Куоккалу, где жил Репин, репродукции со своих работ. «Я так очарован снимками с Ваших чудесных картин! От восторга у меня язык прилип к гортани! — писал в одном из ответных писем Репин. — Какой размах! Какая кисть! И сколько вкуса!.. Чудо! Чудо!..», «О, какой Вы превосходный художник!»

Картина «Осень» из собрания Радищевского музея относится к доэмигрантскому периоду творчества. Возможно, она была написана в 1905 году. Автор использует излюбленный мотив переходного состояния природы, воссоздавая на полотне атмосферу тихого и прозрачного дня на излете золотой осени. Большая часть пространства картины занята покрытым жухлой осенней травой косогором. Прихотливо извивающиеся тропинки и небольшой ручеек образуют своеобразный узор. Тонкие березки, слегка опушенные рыжей листвой, словно кулисы, обрамляют голубые крыши и купола виднеющихся вдали монастырских построек. За паутинкой ветвей проглядывает хмурое, словно затаившееся в преддверии ненастья, небо. Своим светлым и немного минорным настроением картина созвучна исканиям выдающихся поэтов-символистов начала XX века — И.А. Бунина и А.А. Блока.

С.Т. Колесников испытал воздействие поэтических картин И.И. Левитана. В его собственных работах гораздо больше декоративности и изощренности рисунка. Они отличаются уплощенностью форм и объемов, сложностью цветового решения, плавной текучестью линий, свойственной стилю модерн, господствовавшему в русском искусстве на рубеже XIX-XX столетий. Верность ему художник пронесет через всю жизнь.

«Осень» пришла в Радищевский музей в 1977 году, из частного собрания известного хирурга М.Ф. Глазунова. Из этой богатейшей коллекции в музей поступили и другие замечательные произведения русских художников рубежа XIX-XX веков.

По материалам пресс-службы музея им. Радищева

Источник: газета «Репортер» №46(1027) от 21 ноября 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);