«Все хорошо, прекрасная маркиза...»

Главная Интересно всем   «Все хорошо, прекрасная маркиза...»

«Все хорошо, прекрасная маркиза...»29 ноября в Доме кино пройдет концерт саратовского джаз-оркестра «Ретро» «29 лет на эстраде»

Неюбилейная дата, по словам руководителя джаз-оркестра Никиты Духовникова, тем не менее символична: каждый год работы большого джазового музыкального коллектива, не имеющего финансирования, в сегодняшних реалиях знаменателен сам по себе и априори приравнивается к подвигу. К тому же каждый новый сезон добавляет проблем. И часто — совершенно не музыкального плана.

Буквально пару месяцев назад проблема пришла, откуда не ждали. Долгие годы оркестр использовал в качестве репетиционной базы зал института «Сельэнергопроект».

— Там было замечательное руководство, устраивались чудесные вечера отдыха, на которых мы выступали, — рассказывает Никита Духовников, —  без преувеличения, как в фильме «Карнавальная ночь» — столики, веселье, музыка, викторины. Там была абсолютно творческая атмосфера интеллигентного вуза — одно время там был даже кинозал со всей аппаратурой, и сотрудники смотрели киноклубные фильмы.

Недавно у здания сменился собственник, и все здание, как, впрочем, и большинство подобных в нашем городе, «распилили» на офисы, которые сдают в аренду. Музыкантам арендную плату выставили наряду с бизнесменами. Понятно, что подобная уравниловка более чем странна, но...

— Я уже написал письмо в промежуточный офис нынешних хозяев в Самару с просьбой войти в наше положение, но они сказал, что сделать ничего не могут, поскольку цены диктует Москва. А мы сейчас афиши делаем из последних сил. Ясно, что в здании института мы находимся последние дни, хотя для нашего оркестра функционально лучше здания в городе просто не найдешь — за сценой репетиционная комната, где хранятся инструменты, большой зал, где можно было делать аудио- и видеозаписи.

Кстати, записывать свои выступления — это тоже не прихоть. После ликвидации художественной редакции на Саратовском радио оркестру «Ретро» пришлось обзавестись собственной многоканальной студией. В 2011 году у оркестра появилась и своя видеостудия с возможностью комбинированной видеосъемки — и музыканты играли джаз на фоне видов Парижа, в Сан Суси, в Цвингере...

Уже отправлены официальные письма с просьбой о решении возникшей проблемы губернатору и областному министру культуры. Причем вариантов решения самим руководителем джаз-оркестра предлагается несколько: финансирование (по сути — только оплата аренды зала) благотворительных концертов под патронажем губернатора или рассмотрение вопроса о выделении помещения в Доме офицеров.

Формально все в стадии решения. Фактически — коллектив готов приютить Дом кино, где джаз-оркестр «Ретро» регулярно выступал в прошлом концертном сезоне. Конечно, концерты были не только там — и в Городском парке, и для ветеранов, и ко Дню пожилого человека... Благодаря письмам, написанным и подписанным большим количеством поклонников в управление культуры, «Ретро» летом дал несколько концертов на набережной.

Хотя планы музыкантов могут изменить самые неожиданные и непредсказуемые вещи. Так, в этом году сорвались два концерта в Москве. На 5 мая был заказан зал Дома литераторов, все формальности уже были улажены, но распоряжением правительства на субботу был перенесен рабочий день — все концерты военных коллективов сразу были перенесены, и ключевые музыканты оркестра оказались заняты. Из-за проблем с залом сорвалась и поездка в столицу на день рождения Александра Цфасмана.

Это вдвойне обидно, потому что в Москве наш оркестр любят и ценят. В 2004 году «Ретро» принимал участие в концерте в столичном Доме ученых, посвященном дню рождения Леонида Утесова.

— Там исключительная, просто сказочная публика, в основном ученые — это же своеобразный клуб по интересам. Я там даже встретил своих коллег по ФИАНу, московских физиков. И тогда, после вечера памяти Утесова, произошел удивительный случай. Все уже ушли из зала, мы собирали инструменты, готовились уезжать, а я побежал в кассу снять афиши и с кем-то попрощаться. А пройти нужно было через роскошный ресторан. Я вхожу в ресторан, который после концерта полон народа, и начинается овация. И я шел через этот огромный ресторан сквозь овации. И подумал, что ради этого стоило жить...

Кстати, ближайшее выступление в столице намечено именно в этом зале — в марте будущего года, на концерте ко дню рождения Клавдии Шульженко. Можно поспорить на что угодно, что овации будут и в этот раз.

А дома... В прошлом сезоне джаз-оркестр представил публике программу «Скрипка в джазе» о струнных джаз-ансамблях США, Франции и Англии. Особое место в программе было отведено создателям джаза-мануш — Le Quintette du Hot Club de France Джанго Рейнхардта и Стефано Граппелли. Роскошная музыка, прекрасное исполнение — казалось бы, саратовские рестораторы, которых, судя по множеству регулярно открывающихся заведений, немало, должны в очередь выстраиваться. Особенно те, кто претендует на некоторую клубность и даже элитарность — где еще найти в Саратове французский джаз? Но спрос на качественную музыку, которую так хочется слушать в соответствующей атмосфере, так и не появился.

Сейчас солист оркестра Павел Ершов — талантливый, яркий молодой музыкант — уехал учиться в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Его преемник, не менее одаренный музыкант Александр Соболевский сейчас набирает репертуар. Когда все будет отработано, а это случится в самое ближайшее время, саратовцы вновь услышат страстную музыку Джанго. А потом... Дальнейший путь талантов в нашем городе прописан довольно четко.

— Недавно в одном из сюжетов о прошедшем в Саратове фестивале памяти Янковского была хорошая фраза о режиссере Иване Верховых (который в свое время возглавлял невероятно интересную Академию Театральных художеств. — Авт.): городские власти лениво предлагали Ивану неприспособленные для театра помещения, и в конце концов он уехал. И теперь никакими деньгами его не заманишь из Испании обратно. Так и с музыкантами. В одном интервью на «Эхе Москвы» в прямом эфире меня однажды спросили: «Насколько известно, все из Саратова уезжают в Москву и за границу. Кто поддерживает вас?» Я ответил: «Никто».

Лениво и равнодушно — собственно, и сегодняшнее отношение к творящемуся вокруг чиновников и власть имущих чаще всего можно охарактеризовать именно так. Духовников предложил властям самому на своей базе делать 10-минутные радио- и телепередачи о классической легкой музыке — от Моцарта до Кальмана, о киномузыке. Всего 10 минут в день — выделить для музыки, которую принято называть хорошей.

Ответ гласил, что предложение бороться с попсой и шансоном такими методами противоречит закону, и власти не имеют права вмешиваться в политику каналов. Удивительным образом никаким законам не противоречит ни «Дом-2», ни бесчисленные круглосуточные сериалы про продажных чиновников и полицейских, ни низкопробные юмористические шоу.

Поразительный парадокс — музыканты чувствуют свою ответственность за воспитание поколений, а чиновники всех уровней открещиваются от проблемы духовной и нравственной деградации всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Тем не менее, вопреки всем и вся музыканты играют, хотя иногда кажется, что они играют каждый концерт как последний. Но сами музыканты — неисправимые оптимисты, просто непотопляемые. Особенно руководитель джаз-оркестра «Ретро». К нашему с вами счастью.

— Сейчас в нашем коллективе очень хорошие музыканты, остались именно преданные музыке люди. Постепенно отсеялись те, кто был больше склонен к добыванию денежных знаков. Сейчас очень сильно меняется психология музыкантов, особенно моего поколения. Воспитанные на окладах в советские времена люди, привыкшие, что им платят за приход на работу независимо от качества игры, и сейчас хотят получать по-рыночному, а работать по-старому. Они каждый раз приходят неподготовленными, надеясь, что на это не обратят внимание. А студийная запись — вещь страшная: как микроскоп, она выявляет все недочеты. Они не могут себя заставить работать профессионально, какие бы деньги за работу им не сулили. 70-летних музыкантов рыночные отношения не поколебали, у них раздвоения личности не случилось, молодежь твердо знает, что без качества ничего не добьешься. Поэтому они не стонут, знают, как сейчас тяжело. Сейчас практически все деньги за концерты уходят на аренду, музыкантам остаются копейки. Они пока не ропщут, но я не могу эксплуатировать их долготерпение. И надеюсь, что выход будет найден в самое ближайшее время.

А пока поиски приемлемого решения создавшейся ситуации не мешают готовиться к основному событию в жизни всех музыкантов — к грядущему большому концерту, на котором джаз-оркестр «Ретро» покажет все самое-самое: лучше из старого — мелодии и песни из репертуара Александра Цфасмана, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Тамары Таубе, Любови Орловой, будет и мануш-джаз, и классика скрипичного джаза, обещаны и премьеры. 29 ноября оркестр приглашает всех своих поклонников на очередную встречу — с хорошей музыкой и надеждой, что все еще будет. Ведь написал же Никита Духовников на своем сайте: «29 лет — почтенный возраст для оркестра. У ветеранов коллектива появляется седина, их теснит талантливая молодёжь. В общем, как поется у Л. Утесова и у нас: «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!» А В ГОД 29-ЛЕТИЯ ОРКЕСТРА СТАЛО ДАЖЕ ЕЩЕ ЛУЧШЕ...»

Источник: газета «Репортер» №46(1027) от 21 ноября 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);