Доброе слово и пони приятно

Главная Интересно всем   Доброе слово и пони приятно

Доброе слово и пони приятноЦирк «Сафари», гастроли которого сейчас проходят в Саратовском цирке, радует и очаровывает зрителей профессиональным мастерством опытных артистов и творческим азартом молодости. Маленькие зрители хохочут и восхищенно хлопают в ладоши, взрослые восторженно ахают совершенству номеров и потрясающему артистизму животных. Причем основное впечатление от работы последних — работают они сами, без какого-либо понукания и практически без подкормки во время исполнения самых невероятных трюков. В чем секрет такой работы, мы попытались узнать у художественного руководителя программы заслуженной артистки России дрессировщицы Елены Федотовой, которая пригласила нас на репетицию убедиться, что главные персонажи спектакля на арене — именно животные.

Дубль создать невозможно

Создатели этого циркового проекта — представители известных цирковых династий, артисты Сергей Нестеров и Елена Федотова. Возможно, кто-то из поклонников циркового искусства старшего поколения помнит аттракцион с экзотическими животными «Здравствуй, мир!», созданный Любовью и Борисом Федотовыми. Нынешняя программа — не попытка повторить или воссоздать знаменитый аттракцион, это, по словам Елены Борисовны, невозможно. Цирк «Сафари» — совершенно самостоятельный аттракцион, в котором акцент сделан на работе с экзотическими животными.

— Аттракцион родителей восстановить просто нереально. Во-первых, тогда был другой состав животных и совершенно другие условия. Возможно, я бы хотела сделать его с другими животными. Но это не люди, с которыми можно договориться. А основная роль дрессировщика подметить, что может делать животное, и развить это. Дубль сделать крайне сложно, лучше даже не пытаться, потому что каждое животное индивидуально. Ты воспитал животное и идешь с ним всю жизнь. Другое животное — это другой интеллект, другая энергетика. У нас нет возможности подбирать животных, мы выбираем по экстерьеру и потом лепим из того, что есть. То как животное себя проявит, выясняется только в процессе общения. Это тот же ребенок, нужно просто учитывать среду обитания, в которой обычно этот «ребенок» живет, инстинкты, которые заложены в нем поколениями.

Условия договора

Сейчас на цирковой арене работают пони, верблюд, зебра, московские сторожевые собаки, бобтейл, леопард, африканский страус, кенгуру и проч.

— Вы застали такой момент, когда наш аттракцион переживает второе рождение. Половина работающих сейчас зверей — премьерная молодежь. Первые шаги делает на арене наша зебра Тарзан. Как любой нормальный артист, она волнуется, ей страшно. Но животные, как и люди, должны установить контакт, договориться между собой. Пока верблюду не нравится, как Тарзан через него прыгает, он настороже, он демонстрирует свое недовольство. У них свой мир, в котором они друг друга воспитывают, и нам в эти отношения встревать бесполезно и бессмысленно.

Юные дарования

На арене чудо-зверь — конь со странными полосками на крупе. Это — зеброид Зеба.

— Он совсем ребенок, ему только год. Но это очень талантливый ребенок. У него мама — зебра, а папа — лошадь. Мы не знали этого, видели, что купленная нами зебра должна родить и, естественно, радовались такому прибавлению. Но родился зеброид. Такое дитя — большая редкость, нечасто, но бывает наоборот — папа-зебра, а мама-лошадь. Мы еще не расспросили об этом удивительном случае наших немецких друзей, бывших хозяев его мамы.

Доброе слово и пони приятноДругому молодому дарованию всего пять месяцев. Он прилетел из Екатеринбургского зоопарка в клетке и без сопровождающего. Ягуара Ягодку дрессировщик Юрий Суматохин, которому титулованные супруги передают свой опыт, воспитывал денно и нощно.

Только недавно он перестал ночевать с ним в одном помещении.

— Это адский труд, потому что ты живешь только для своего питомца, которому полностью заменяешь маму, папу и прочих родственников.

Сейчас Ягодка старше, и иногда с ягуаром уже приходится практически идти в рукопашную, чтобы справиться с проявлениями его агрессии.

— Юрий говорит, что иногда складывается ощущение, что Ягодка не здесь, потом вдруг в его голове что-то щелкает, и он опять добрый, нежный и ласковый. Но агрессии допускать нельзя ни в коем случае, и сейчас мы пытаемся понять, что же такое с ним происходит.

Их нравы

Понятно, что у каждого животного свой характер. Бывают животные трусливые, бывают злые, иногда туповатые. Но дрессировщица убеждена, что найти подход можно к каждому. А то, что ей — лаской, терпением и безграничной любовью — это удается, особенно заметно на репетиции: пони ходили за ней, как собачонки, выстраивались рядом и ждали внимания и теплого слова.

— Все зависит от человека. Как он расположит к себе животное, то он и будет с ним делать. Причем никуда не денешь и их отношение к людям. Часто пони кусают меня и друг друга — потому что ревнуют меня, обижаются на недостаток, по из мнению, внимания с моей стороны к их собственной персоне. Иногда не знаешь, с какой стороны достанется. Но мне это интересно, и я получаю от всего происходящего огромное удовольствие. А синяки от укусов, как говорится, до свадьбы заживут. Я изучаю много литературы по психологии животных, это открывает огромный простор для применения ее в моей работе. На представлениях мы работаем практически без подкормки — причем внимание на это обратили журналисты. Мы об этом не задумываемся, мы действительно перестали обращать на это внимание. У нас с ними общение другого уровня.

Один из ярчайших номеров программы «Сафари» — выступление Сергея Нестерова с леопардом Томасом. Этот номер совершенно уникален. Леопарды никогда и ни у кого не работают без поводков и без клеток. А в «Сафари» он выступает без ограждения, мало того, в конце номер артист уносит его на своих плечах, как увесистую горжетку.

— Мы его растили, он и его сестра Джессика жили с нами, но отпускать его на свободу Сергей стал недавно, потому что он в нем абсолютно уверен. Когда я с ним работаю, я его никогда не отпущу, потому что я — женщина, он меня воспринимает совершенно по-другому. Видя меня, он просто тает, он может улечься и требовать, чтобы я его чесала, гладила, трепала. Он может даже до клетки не дойти, и тогда мы волоком его тащим. Вот такая у него на меня странная реакция.

Бывает и такое, что животные боятся зрителей.

— Часто собаки боятся зрителей. При этом они очень обучаемы, они все четко выполняют, но им постоянно страшно. Они каждый день выходят на арену, боятся и делают. А бывают животные, которые с трудом поддаются обучению. Нужно искать подход либо придумывать трюк именно для этого животного, чтобы подчеркнуть сильную черту именно его характера. Но бывает и по-другому, когда перестаешь понимать, кто кого дрессирует. Например, наш бобтейл очень хитрый. Каждое представление мы не знаем, что он выкинет, мы пытаемся просчитать траекторию его пути, придумываем, как себя вести, но в итоге он быстро оценивает ситуацию и делает то, чего мы даже предположить не могли.

Доброе слово и пони приятноКто здесь главный

— Когда мы шили костюмы, главным требованием к художнику и модельеру было то, чтобы мы своим внешним видом не перетягивали одеяло на себя. Во всем своем творчестве мы старались, чтобы нас было заметно как можно меньше. На арене работают артисты-животные. Наверное, это наше творческое и профессиональное кредо. Мы хотим, чтобы они себя показали во всей красе и таланте. Я все время говорю им, какие они умные, какие они красивые. Возможно, это тоже как-то срабатывает.

Но договариваться, как оказалось, надо со всеми.

— С кем-то можно договориться быстро. Например, самый маленький наш пони мне проходу не дает, все время требует, чтобы я с ним что-то делала. Может, какие-то вещи ему нужно долго объяснять, но уж если он понял — то понял. Однажды я давала нашей ламе подкормку, которую он берет очень редко и очень неохотно. Я долго стояла и уговаривала его взять морковку. И вдруг боковым зрением ощущаю, что приближается какая-то тень. Оказалось, что наш малыш-пони все то время, что я уламывала ламу, стоял за мной на задних ногах, но видя, что на него не обращают внимания, так на задних ногах и подошел ко мне за морковкой. Пришлось ему ее вручить.

Хотя иногда животные не прочь напомнить, что они родом из дикой природы и готовы продемонстрировать не только красоту и талант, но и силу.

— Бывает, что животные проявляют агрессию, и ты видишь, что это не случайно, что животное повело себя так целенаправленно. В этом случае дрессировщик просто обязан дать ему отпор. Но удивительно — чем больше ты с ними договариваешься, тем быстрее опасные моменты, связанные с их агрессией, сходят на нет. Ведь если такая ситуация возникла, это очень серьезная встряска для психики и человека, и животного. И впредь мы не будем к ней возвращаться, мы постараемся ее исключить — я и это животное.

Доброе слово и пони приятноТерпение и труд

Каждая репетиция, каждое представление — это стопроцентная концентрация работающих в аттракционе людей.

— Главное в дрессуре терпение и терпимость. Потому что от дрессировщика зависит очень многое. Иногда приходишь не в самом ровном расположении духа, и животные моментально это чувствуют, им тут же передается мое беспокойство. Есть добросовестные животные — если ты вдруг расслабишься, они могут тебя подтолкнуть и напомнить, что нужно делать. А бывает, что я зайду не с той стороны, а он стоит и ждет, и с места не сойдет, пока я не исправлю положение.

На репетиции мы увидели, как ламу учат ходить по барьеру. Точнее, ему что-то объяснили, и он сделал. Оказалось, животное проделало это впервые.

— Я увидела, что в деннике он ходит на задних ногах. Сегодня мы попробовали сделать так, чтобы он прошел по барьеру, оказалось, что он может и зайти и спуститься, не составило труда научить его ходить на коленях. Это все можно будет использовать в номере. Мы ищем, мы пробуем. Для нас происходящий процесс и есть наша цель.

Сейчас Сергей Нестеров готовит новый аттракцион, в котором примут участие носороги и белые тигры. Нас познакомили с очередными премьерами, и оказалось, что носорог любит, когда его чешут за ушком, а тигриное мурлыканье от удовольствия видеть любимую дрессировщицу больше напоминает томное мычание. Артисты смогли договориться и с ними! А значит, поводов для зрительского восторга совсем скоро станет на один больше!

Источник: газета «Репортер» №45(1026) от 14 ноября 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);