«Сельский праздник»

Главная Культура   «Сельский праздник»

«Сельский праздник»В Радищевском музее продолжается проект «Выставка одной картины» из коллекции музея

Давид Тенирс Младший — один из самых знаменитых и плодовитых фламандских мастеров XVII столетия. Член известной художественной династии, он учился живописи у своего отца, Давида Тенирса Старшего. Жил и работал в Антверпене, с 1632 года — член гильдии живописцев. В 1651 году переехал в Брюссель, где стал придворным художником и хранителем галереи испанского наместника эрцгерцога Леопольда-Вильгельма. В 1665 году основал Антверпенскую академию художеств. О картине, представленной в рамках проекта, и других работах, связанных с именем этого прославленного мастера, находящихся в Радищевском музее нам рассказала один из авторов проекта Татьяна Савицкая, заведующая отделом зарубежного искусства музея.

— Давид Тенирс младший прославился как жанровый живописец, — рассказывает Татьяна Евгеньевна. — Он писал портреты, пейзажи и исторические картины. Любовь к изображениям драк и пирушек, преимущественно маленького размера, тогда как многие его соотечественники писали в это время эффектные мифологические и религиозные картины большого формата, сближает Тенирса с голландскими мастерами.

— Сельские праздники — говорит Т.Е. Савицкая, — одна из самых любимых тем в Нидерландском искусстве XVI-XVII веков. Время массовых народных гуляний, посвященных сбору урожая — сентябрь, и старонидерландское название месяца «кермесс» становится названием праздника. Поэтому картины с такими сюжетам называются иногда «кермеса», «кермес».

Истоки народных праздников, посвященных сбору урожая, заключались в языческом поклонении животворящим силам природы. Поэтому главный лейтмотив этих сцен — греховная чувственность, неумеренность во всех ее проявлениях: пьянство, обжорство, разврат — непременные участники таких сцен парочки, предающиеся любовным утехам. Также обязательно изображение драки, символизирующей карнавальное побоище времен года.

Многие детали имеют морализаторское значение. Голуби и голубятня, символ домашнего очага — изображены на крыше трактира — очага разврата. Свинья часто изображается Тенирсом в подобных сценах — ведь тот, кто не знает умеренности в еде и питье, подобен свинье.

Большое внимание уделено изображению крестьянского танца — «пляске жизни», связанной с вечным круговоротом жизни природы. Традиционно на фламандских праздниках присутствует семья — слева за столом молодая мать кормит грудью ребенка. За праздником наблюдает семья благородных господ — деталь, многих композиций Тенирса. Мотив противопоставления двух сословий, берущее свое начало в средневековом искусстве, здесь приобретает личное звучание — Тенирс так не получил звания дворянина, хотя всю жизнь стремился к этому. О символическом значении многих деталей, которое было очевидно современникам Тенирса, сейчас можно только догадываться. Перевернутый треугольный табурет, скорее всего, показывает «перевернутость» ситуации, «мира наоборот». Обломок покосившегося забора за деревом напоминает могильный крест, видимо, как символ быстротечности земных утех. Многие детали не имеют прямого отношения к сюжету, но существенно обогащают содержание.

— Как эта работа Тенирса оказалась в Радищевском музее?

— Картина была передана в музей из Саратовского Губернского продовольственного комитета, куда она поступила вместе с другими реквизированными предметами. До революции в собраниях саратовских любителей искусства имелись работы Тенирса, которые, как сообщают газеты того времени, были представлены на художественных выставках. Так, из «Саратовского листка» от 26 апреля 1894 года следует, что на выставке в пользу женских фельдшерских курсов показывался «Теньер. Пирушка у сельской харчевни» из собрания А.Д. Нессельроде, чья родовая усадьба находилась в селе Царевщина Вольского уезда Саратовской губернии.

— Есть ли в коллекции Радищевского музея другие картины кисти Тенирса?

— С именем Давида Тенирса Младшего в собрании художественного музея имени А.Н. Радищева связаны три картины с изображением народных гуляний. Это неудивительно — Тенирсу подражали современники, его произведения подделывали и копировали художники последующих эпох. Его популярность при жизни и вплоть до конца XIX века может показаться сейчас невероятной. По мнению знаменитого историка искусства В. Боде, Тенирс был самым популярным художником Южных Нидерландов, и, также известным в других странах Европы. Тогда как ученики и последователи Рубенса были представителями «большого стиля», востребованного в богатых церквах, монастырях и дворцах, стиль Тенирса больше отвечал вкусам и средствам среднего сословия. Такая популярность способствовала возникновению многочисленных копий и подделок, как при жизни мастера, так и после его смерти.

Первая картина с сюжетом «Сельский праздник» поступила в 1885 году, по ходатайству А.П. Боголюбова, из запасных фондов Академии художеств (холст, масло, 44х64). Работа постоянно экспонировалась, публиковалась как произведение Д. Тенирса.

В результате комплекса исследований было выяснено, что эта картина является имитацией стиля Тенирса и выполнена в XVIII веке. Композиционная схема упрощена, имитатор использует лишь общие, наиболее часто повторяемые Тенирсом элементы. Фальшивая подпись определенно указывает на то, что это подделка, изготовленная для продажи.

Другая картина с этим же сюжетом, также на холсте, размером 84х106 передана в 1887 году из Эрмитажа как копия с голландского жанриста Андриана ван Остаде. Ранее это произведение входило в состав коллекции Голицыных. На основе архивных изысканий удалось установить, что в собрании князей Голициных, купленной Эрмитажем в 1885 году, картина считалась произведением Давида Тенирса Младшего, под этим именем она была передана в Эрмитаж. Однако вскоре ошибочно записана в описи Эрмитаже как работа А.ван Остаде.

Картина, которую зритель видит на выставке, была записана в музейный инвентарь как копия с А. ван Остаде, видимо, по аналогии с выше представленной композицией. Возможно, что отнесение картины к копиям отчасти вызвано состоянием сохранности картины, исказившим авторскую живопись.

На основе комплексных исследований живописной техники картина была атрибутирована мастерской Д. Тенирса Младшего. Этому соответствует, в целом, композиционное решение, типы фигур и архитектурных сооружений.

— Какие художественные особенности этой картины характерны для Тенирса?

— Характер композиционного построения и особенности живописной техники типичны для мастерской Давида Тенирса Младшего. Во всех картинах Тенирса с сюжетом сельских праздников можно видеть общие приемы построения композиции.

Везде действие происходит как бы на сценической площадке, заполненной большим количеством движущихся фигур. Роль кулис и декораций выполняют харчевня и пейзаж с усадьбой на дальнем плане. Типично для Тенирса изображение групп сидящих за столом, танцующих, дерущихся крестьян.

Мы везде видим один и тот же, очень живописный тип крестьянина — грубоватого, с большой головой, с большими руками и ногами. Жесты персонажей, особенности пластического построения формы, а также специфические особенности моделирования рук, складок одежды и т. п. также характерны для картин Тенирса.

Большое внимание Тенирс всегда уделяет изображению крестьянского танца. Очень образно пишет об этом A.Р. Миримонде, исследующий тему музыки в произведениях фламандских художников: «Все крестьяне, танцующие в картинах Тенирса, заняты в лихорадочном, подпрыгивающем танце... в котором «крестьяне мчатся вокруг подобно диким медведям и при этом передвигаются парами, как будто хотят взлететь. Все части тела помогают им в этом — они взмахивают руками, мотают головой, их плечи вздымаются и вращаются». Именно такое изображение танца мы видим на нашей картине. Сложное ракурсное положение фигур, когда торс в одном положении, ноги и таз — в другом, а голова — в третьем, очень трудно выдержать, и автор нашей картины прекрасно справляется с этой задачей.

— Некоторые персонажи на картине изображены в довольно фривольных позах. Это тоже характерная особенность картин Тенирса?

— Фламандские художники в сценах народных гуляний часто изображают персонажей, занимающихся отправлением своих естественных потребностей. Но, как правило, Тенирс, в своем стремлении придать сцене идиллический характер, отводит им роль стаффажа, отдавая дань традиции. Обычно это крестьянин, стоящий в характерной позе, спиной к зрителю, так что не видно выражения его лица. В нашей картине на заднем плане справа мы видим присевшего вполоборота к зрителю в очень выразительной позе мужика с обнаженным задом и ухмыляющимся лицом.
Это персонаж не встречается ни на одной из известных картин Тенирса.

— Есть ли отличия этой работы Тенирса от других его полотен?

— Очень важное отличие нашей работы от других «сельских праздников» Тенирса — формат. Горизонтальная композиция более вытянута в длину, чем обычно, соотношение высоты и ширины — 1:2. Этот формат не типичен для произведений Тенирса на тему народных гуляний. Соотношение ширины и высоты (1:2) встречается в его ранних пейзажах. Для работ Тенирса характерно подчеркнуто диагональное построение композиции, развитие действия происходит, как правило, в одном направлении.

В нашем «Сельском празднике» веерообразно расходящиеся деревья задают два направления — вправо (освещенная площадка перед харчевней) и влево (женщина, поднимающая пьяного мужа, развесистый куст у пруда с утками, сцена соколиной охоты перед замком). Автору нашей картины удается организовать пространственное построение вытянутого формата, в котором сложно добиться цельности композиции, наполнить его динамикой.

Динамичное движение света и тени подчинено передаче пространственной глубины и многоплановости. На это «работают» сложные ракурсы танцующих фигур, тени под лавками и столиками, темные массы воздуха в дверных проемах и окнах. Цветные полутона на лицах фигур также подчинены динамичному движению света в пространстве пейзажа. Некоторые тона мягко перетекают один в другой, например, на лицах — розовый полутон в коричневый, в зеленых тканях — переходы от ярко выраженного зеленого к серым и коричневым. Прозрачные тени, написанные легким коричневым полутоном, настолько органично связаны с фигурами и повторяют их движение, что создается впечатление их согласованного движения вместе с прыгающими в танце или вяло бредущими пьяницами. Благодаря органичному взаимодействию цветных полутонов, достигается единое гармоничное колористическое пространство.

Оценить мастерство знаменитого художника и полюбоваться «Сельским праздником» можно в главном корпусе Радищевского музея.

Благодарим сотрудников Радищевского музея за помощь в подготовке материала

Источник: газета «Репортер» №42(1023) от 24 октября 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);