Примы пражского балета: «Русские научили мир танцевать»

Главная Интервью   Примы пражского балета: «Русские научили мир танцевать»

На прошлой неделе в нашем городе побывали солисты Пражского государственного балета Ульви Азизов и Зузанна Хвиздалова. Они стали гостями Собиновского фестиваля и выступили на саратовской сцене в спектакле «Жизель», который для обоих танцовщиков — один из самых любимых. Перед спектаклем звезды европейского балета нашли время ответить на наши вопросы.

О пути в профессию
Для обоих танцоров балет — это воплощенная мечта. Они занимаются им с детства, сейчас успешно делают карьеру, с блеском выступая на главных сценах мира. Оба стараются продолжать традиции русского балета и уверены, что в жизни всегда есть место романтике, даже — возможно, особенно! — сейчас.

Педагог Зузаны Хвиздаловой Хана Волочилова училась в России, в Вагановском училище, у знаменитой Натальи Дудинской. Поэтому для Зузанны русский балет — изысканный, утонченный, отточенный до движения мизинца — это марка, школа, высшая планка. Она впервые в России, Саратов увидела лишь из окна автомобиля — из-за плотного графика время поделено между гостиницей и театром.

Ульви Азизов учился в Бакинском хореографическом училище. Сыну народного артиста Азербайджана позволялось не слишком строго относиться к классике, хотя в его репертуаре были и характерные и национальные танцы. До 16 лет занятия балетом прекрасно сочетались в его жизни с увлечениями кинологией, футболом, карате. А в 16 лет на сцене азербайджанского театра оперы и балета Ульви увидел гастрольный спектакль «Дон Кихот». Красота спектакля заворожила его так, что он сказал родителям, что будет артистом балета. Родители планы сына поддержали, но предупредили, что в этой профессии нужно постоянно развиваться, в ней надо быть первым — или не заниматься ею вовсе.

В 2003 году после окончания училища Азизов продолжил занятия балетом в Турции, у русских педагогов. Следующий географический и жизненный пункт — Рига, там он работал и там он познакомился со своей женой. С 2009 года — активное сотрудничество со звездами Парижской Гранд Опера. Сейчас Пражский государственный балет и близкое знакомство с лучшими подмостками Европы, участие в гала-концертах «Звезды мирового балета» и спектаклях, как приглашенная звезда во Франции, Германии, Люксембурге, Венгрии, Словакии, Швейцарии, Италии.
Он является обладателем премий им. Рудольфа Нуреева «За вклад в развитие балетного искусства и высокий уровень профессионального мастерства», «Специальной Премии» на грандиозном XVIII международном фестивале Звезд мирового балета в Будапеште и др.

— После моего выступления в Гранд-опера я получил приглашение поработать в Праге, — рассказал Ульви. — Мне сказали, что я буду танцевать с молодой примой театра. И вот уже год, как я работаю с этой прекрасной балериной. Мы понимаем друг друга с полуслова. Зузанна — настоящий профессионал, но самое главное для меня то, что она работает очень серьезно, всем сердцем отдаваясь своему делу. И когда меня пригласили принять участие в Собиновском фестивале, я сразу подумал о Зузанне.

О культурном событии России

Артисты рассказали, что им очень приятно участвовать в нашем фестивале.

— Я благодарен организаторам фестиваля за приглашение, — сказал Ульви. — Я много выступаю, часто гастролирую по всему миру и знаю, как сложно в наши дни провести фестиваль подобного уровня, тем более такой масштабный. В Саратовском театре работают народные и заслуженные артисты — это о многом говорит. И я хочу сказать, что все — артисты, педагоги, администрация — в вашем театре большие профессионалы. А ваша сцена действительно доказывает, что Собиновский фестиваль является одним из главных культурных событий всей России.

Прославленный танцор отметил, что саратовская сцена ни в чем не уступает главным сценам мира.

— Русские научили Европу танцевать, и мне повезло, что у меня такой репертуар. Мне помогает и то, что З. наследница традиции вагановского училища, и ее педагог помогает и мне воплощать на сцене школу русского балета.

О танце

Артисты говорят, что танцевать могут везде — на площади, в лесу, но оба любят театр, поэтому отношение к сцене особенное. Хотя сцена сцене рознь. В Саратов артисты приехали после выступления в Италии, в сицилийской Катании. Там они танцевали в знаменитом театре Массимо Беллини, который кроме славы одного из старинных и известных театров Европы и потрясающей акустики, интересен еще и покатой сценой.

— Было сложновато привыкнуть к такой сцене, зато теперь странно находиться на ровной. Но, надо сказать, что из зрительного зала эффект был изумительный — балет совершенно по-другому смотрится, каждый прыжок — настоящий полет. Хотя, — признался Ульви, — когда я вхожу в образ, мне все равно, где я. Тем не менее, наверное, это хорошая проверка для танцоров — умение танцевать в непривычных условиях.

Об уважении к артисту

На вопрос о том, не испытывает ли Европа, как и Россия, дефицита в мужском балете, Ульви Азизов сказал, что все зависит от маркетинга.

— В советское время зрители приходили смотреть на конкретных артистов. Мы знаем всех великих танцоров, которые выступали в Большом театре. Сейчас театр продвигает себя, но не актеров. Поэтому и уходит молодежь — зачем танцевать, если тебя никто не знает. Мне повезло, я работаю с очень хорошим агентством, которое работает со звездами Гранд опера. Они прекрасно понимают, как нужно работать с артистами, какие условия нужны, чтобы артист чувствовал себя хорошо. Звезда должна сиять. С ней должны работать — карьера артиста балета очень короткая, и за этот отрезок времени ты должен успеть сделать очень много и при этом остаться без трав и продолжать любить эту профессию. Поэтому все просто — если к артисту относятся с уважением, ценят его талант, значит его профессия, то, чем он занимается, востребовано и модно. Только в этом случае в балет придут молодые артисты.

О «Жизели»

Зузанна Хвиздалова сказала, что ее мечтой было танцевать Жизель, и ее мечта исполнилось. Для Ульве его герой из этого балета граф Альберт — один из самых близких и любимых: «Я в этом спектакле такой, какой я есть». Однако, по мнению танцора, возможно, сейчас правильнее было бы ставить более легкие, позитивные спектакли. Такие как Дон Кихот, например.

Но как знать, может быть, через год молодые танцоры получат приглашение поучаствовать в следующем фестивале. И — а почему бы и нет! — вспомнят энергетику саратовской сцены и теплый прием наших зрителей и, отменив гастроли в Ла Скале и Гранд опера, вернутся в Саратов, что поразить нас своим искрометным и блистательным мастерством.

Источник: газета «Репортер» №23(1004) от 13 июня 2012 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии


Отзывов: 0
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);