Три картины Рождества из коллекции Радищевского музея

Главная Культура   Три картины Рождества из коллекции Радищевского музея

радищевский музейЗаканчиваются новогодние праздники, но один в их череде был особенным — праздник Рождества Христова. Мы хотим, чтобы ощущения этого светлого праздника остались в душе наших читателей и предлагаем вашему вниманию рассказ о трех картинах из собрания Радищевского музея, посвященных изображению Рождества Христова. Нашим экскурсоводом будет научный сотрудник музея, искусствовед Лидия Петровна Красноперова.

«Цветение русского иконописания»

Существуют тысячи изображений Рождества Христова. Каждое и уникально и правдоподобно. Мы рассмотрим три картины Рождества, исполненные в разных странах и в различные времена.

Начнем с большой храмовой иконы ярославского мастера конца XVII века. Для России это — Позднее Средневековье. Если ранние школы иконописи связаны с Новгородом и Псковом, то последний взлет русского иконописания произошел именно в Ярославле. В XVII столетии — это второй по величине город на русской земле, после Москвы. Он стоял на важных торговых путях. В Ярославле собиралось ополчение К. Минина и Д. Пожарского перед походом на Москву. Традиция древней иконописи, начиная с XIII века, в Ярославле не прерывалась, «живоподобное» письмо» Симона Ушакова здесь не приняли. Торговые и посадские люди предпочитали образы, писанные по старому.

В Ярославле особенно любили золотисто-медовый тон. В XVIII веке поврежденные места прописали зеленой полупрозрачной краской, но под зеленым просвечивает тот же золотистый! Памятник, по существу, сохранил свою целостность. Обветшавшая икона передана в наш музей из Ярославского в 1958 году. Видимо, будет правильно назвать имя реставратора, вернувшего к жизни этот образ: Ольга Александровна Пригородова (Москва).

Ярославский мастер работал в старой традиции, однако новые веяния не обошли его. Вопреки мудрой простоте древности, он стремится изобразить как можно больше событий, совсем не оставляет свободного пространства, вводит не только канонические, но и апокрифические сюжеты. Следуя традиции, мастер организует изображение в соответствии с центральной вертикальной осью. От Вифлеемской звезды — к Младенцу и вниз — до плачущих над своими детьми матерей. Благодаря твердой центральной вертикали изображения Девы Марии и Младенца не теряются среди многочисленных других. Разграничиваются события с помощью «горок» и архитектурных строений. Горки разделяют события, образуют «пещерки», мастер пользуется этим приемом очень изобретательно. Горка — знаменует связь с горним, удаление от порочного мира, поглощаемого бездной и изображаемой обычно внизу. Так же как читается текст в книге, действие развивается слева направо.

Обратимся к событиям, о которых повествует иконописец. Вверху — ангелы, в движении, в действии. В яслях — спеленутый Младенец, вол и осел. Богоматерь — рядом с пещеркой, благоговейно сложила руки в молитве. Пастухи открыли ей возвещенное ангелами об Иисусе, «а Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем» (Лк.2,19).

Иконописец уделяет особое место волхвам. Они изображены трижды: скачущими за звездой, приносящими дары, отходящими, следуя наставлению ангела идти другим путем и не возвращаться к Ироду. В то же время пастухи, согласно Евангелию от Луки, первыми поклонившиеся Иисусу, представлены лишь одной фигурой.

Пришествие и поклонение волхвов первоначально было осмыслено в христианском мире как признание Христа язычниками. На волхвах — одинаковые остроконечные шапочки, какие носили служители персидского бога Митры. Эта так называемая фригийская шапочка указывала на восточное происхождение пришельцев. Апостол Матфей называет три дара, принесенных волхвами, поэтому их трое. Западное богословие во времена позднего средневековья внесло новые детали в изображение этого события. Волхвы стали представлять части света, Европу, Азию и Африку, получили царские короны и имена. Сама сцена поклонения стала называться «Три святых короля». Каспар, старший из волхвов, представляет Европу, первым, преподносит дар, шкатулку с золотом. Балтасар — африканец, а Мельхиор, самый младший, представляет Азию. В апокрифической литературе разбирался вопрос, как Иосиф распорядился дарами. Вырученные средства пригодились Святому семейству во время бегства в Египет. Ярославский иконописец не избежал влияния западной иконографии, оно проникало с гравюрами, которые на Руси в XVII столетии активно собирали. В старых иконах волхвы — только в верхнем левом углу, скачущие за звездой. Здесь они появляются трижды, различаются возрастом, старший первым преклоняет колени и преподносит шкатулку с золотом.

Сюжеты, связанные с Иосифом, иконописец тоже дает в расширенном варианте. Вот он переживает удручающие сомнения. Рядом мы видим явление ангела, рассеивающего дурные мысли, и, видимо, тут же Иосиф получает указание о спасении Младенца, потому что к этой сцене примыкает изображение бегства в Египет. Здесь отметим отрока в русской одежде. Он стоит возле храма (арка — символ храма), увенчанного русским луковичным куполком. Русский юноша указывает Святому семейству дорогу в Египет. Простодушие народных представлений, связь с народной культурой, постоянно отмечаемая в ярославской иконописи, в этой детали очевидна и трогательна.

Нижняя часть, примерно около трети изображения, посвящены Ироду и его злодеяниям. Иконописец в своем повествовании так же обстоятелен: Ирод расспрашивает книжников, где должен родиться Иисус. К этой сцене примыкает избиение младенцев и еще, апокрифическое, по приказу Ирода, убиение Захарии. Он не открыл, где укрылась его жена Елисавета с сыном Иоанном. Захария был священником Иерусалимского храма и изображен на фоне храма, который опять же увенчан православной «луковкой». Изобразил иконописец и пещерку, которая чудесным образом скрыла Елисавету с сыном. Рядом, по преданию, выросла смоковница, которая питала их (апокрифическая книга Иакова). Мастер нашел место, чтобы изобразить еще одного младенца, по легенде, спасшегося под смоковницей — Нафанаила, ставшего впоследствии апостолом, известным по имени Варфоломей. Конечно, у иконы был автор, однако, индивидуальные приметы его стиля не так явны. Зато в созданном им образе отразились черты времени и среды. Он любознателен и старался рассказать о Рождестве как можно больше и подробнее, но при этом не утратил образ целого. Создается впечатление, что мир разбужен и пришел в движение. А источником всего стало крошечное существо, спеленутый Младенец в пещерке. Радость побеждает и царит. Не зря ярославскую живопись XVII века называют последним цветением русского иконописания. По сравнению со строгостью и аскетичностью древней иконописи, здесь отразился характер русского человека XVII века. Он обращает свой взгляд не вглубь, а вширь.

От мрака к свету

Другое видение события Рождества — в немецкой картине начала XVI века. В Германии это конец Позднего Средневековья, начало Возрождения. Стадиально картина составляют параллель с иконой Рождества. Она также написана на доске по белому грунту, но уже не темперными, а масляными красками, более пригодными для передачи видимого мира, трехмерного пространства и объема. На Руси такое письмо назовут применительно к иконописи «живоподобным».

Картина происходит из собрания основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова, собиравшего свою коллекцию в антикварных магазинах Европы. Во второй половине XIX века на художественном рынке вырос спрос на предметы старины, поэтому появилось много имитаций, подделок, разрозненных фрагментов некогда целостных произведений. Таким фрагментом, возможно, складного, храмового алтаря, была когда-то наша картина, об этом говорит ее форма трапеции, рифмующаяся с готической аркой. В данном случае мы говорим: «картина», потому что изображение дано, как происходящее на земле. Конечно, автор не был полностью свободен от канона, но он решает сюжет оригинально и самостоятельно. Мастерство видно и в деталях этой почти миниатюрной живописи, и в общей структуре изображения.

Среди событий Рождества здесь только поклонение волхвов. Каспар, представляя Европу, опустился на колен перед Младенцем, целуя ему руку. Крышка большой шкатулки приоткрыта так, что видно лежащее там золото — знак уважения к Царству Христову. Ладан — признание божественности Христа, смирна — пророчество смерти.

Несмотря на обилие людей, предметов, животных художнику удалось передать атмосферу истинно благоговейного поклонения Младенцу. Прямо над Ним горит Вифлеемская звезда. В завершающей стадии работы над картиной художник применил золото. Звезда, нимбы Девы Марии и Иосифа, короны, некоторые другие детали написаны золотом, блеск которого сообщает происходящему вид таинства.

Реальные детали являются воплощением многоплановых теологических представлений. Темные руины древнего храма — символ ветхозаветной церкви.В правой части ярко освещена ветвь — напоминание пророчества Исайи: «отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет от корня его».

Символическое значение имеют изображения животных. В левой, самой темной части различимы фигуры собак, которые обычно символизируют верность, но в этой ситуации могли напоминать о предательстве Иуды. Собака у его ног в Тайной вечере — знак ненасытности. В правой части картины изображен ребенок, он ведет странное существо, которое предположительно связывают с обезьянкой. В изображениях Девы Марии с Младенцем она символизировала первородный грех. Наконец, возле полузасохшего дерева — черный кот с золотой цепочкой на шее — погребальный символ. Таким образом, автор далеко выходит за рамки одного события, сообщая ему всеохватный смысл.

На картине — два источника света. От Вифлеемской звезды и естественный свет утра. Он брезжит за руинами храма и широким потоком разливается по равнине, знаменуя начало нового века. Общее композиционное движение направлено от тесноты и мрака, сконцентрированных в левой части, — к свету и простору. Таким образом, действие картины вынесено в бесконечный мир. На картине изображено «Поклонение волхвов», но ее старое название «Рождество Спасителя» более соответствует замыслу художника, который, несомненно, был не только большим мастером, но и человеком искренней, глубокой веры.

Ослепительное сияние чуда

Третья картина Рождества написана также немецким художником два с лишним столетия спустя, в XVIII веке. Трудно решить, писалась ли она для храма. Художник полностью свободен от канона. Изображение матери с младенцем в окружении нескольких женщин вполне можно было бы принять за бытовую сцену, если бы не свет, исходящий от Младенца, когда мать приподняла покрывавшую его пелену. Эффект ослепительного сияния стал главным средством в передаче священного смысла события. Женщины заслоняются, не в силах перенести божественный свет. В затененных частях картины различимы изображения животных. Вол и осел, агнец, корзина с курами. Одна из женщин устремилась к Младенцу. В руках у нее ребенок, может быть, это Елисавета с маленьким Иоанном. В протянутой руке ее — яйцо, символ Воскресения. В дверном проеме видны входящие люди с дарами. Может быть, волхвы. Вверху — небесный просвет, где радостно летают малыши-ангелочки. Два из них читают свиток, видимо, текст пророчества о рождении Спасителя.

Такова третья картина Рождества. Ее автор показывает событие как чудо. Появление подобных «ночных» картин связывают с распространением рождественских театральных зрелищ, вертепов.

Мы увидели, как по-разному может представляться Рождество. Однако все эти произведения несут в себе очень близкие чувства. И обо всех можно было бы сказать словами современного автора: «Гуманность, пронизывающая христианское мышление и христианское искусство, с наибольшей полнотой выразилась в поклонении Младенцу, ставшему символом изначальной невинности рода людского».

Благодарим Л.П. Красноперову за помощь в подготовке материала

Источник: газета «Репортер» №1(982) от 11 января 2012 г.

 

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии
Извиняюсь17.04.2012 16:54

А посвежее фотки музея не нашлось?

Ответить
Внимательный17.04.2012 17:10

статья опубликована 11 января. какие могут быть претензии к фото?

Ответить
вав15.04.2012 09:03

чо за фигня? где картины?

Ответить


Отзывов: 3
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);