В поисках национальной толерантности. О взаимодействии между народами области

Главная Общество   В поисках национальной толерантности. О взаимодействии между народами области

Союз журналистовКак сегодня происходит взаимодействие между народами Саратовской области и каким будет это взаимодействие завтра?

В минувшую пятницу в Саратовском региональном отделении Союза журналистов России прошел семинар на тему «Власть, СМИ, национально-культурные объединения: конструктивный диалог и сотрудничество в освещении проблем межнациональных отношений». Участниками мероприятия стали представители редакций Саратова, районных газет, лидеры национальных общественных организаций области, чиновники администрации Саратова и областного правительства.

— В вопросах освещения межнациональных отношений процент недоверия к средствам массовой информации есть, — начала встречу председатель Союза журналистов России в Саратовской области Лидия Златогорская. — Но мы умеем видеть и признавать свои ошибки и стараемся исправиться, — поручилась за коллег Лидия Николаевна.

Проблема межнациональных отношений действительно крайне актуальна для Саратовской области. Наш регион, как известно, многонационален. Вот несколько цифр для примера: в области проживает более 55 тысяч татар, более 24 тысяч армян, более 15 тысяч мордвы, столько же — азербайджанцев и так далее — всего более 120 различных народов. Сосуществовать и взаимодействовать нам всем вместе необходимо. Каким образом это происходит сегодня и каким будет это взаимодействие завтра — на эти вопрос искали ответа в ходе семинара.

Для начала глава Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области Александр Зуев напомнил присутствующим о процессе миграции в регионе:

— С начала 90-х миграция составила порядка 17 миллионов человек, только через нашу приемную прошло 23 с лишним тысячи. Интересная тенденция: за последнее десятилетие процент русских, приезжающих в область из стран СНГ, заметно снизился: с 75 до 50%, то есть мигрируют все больше представители других национальностей. Плохо это или хорошо? Мое мнение — это положительный момент, который означает, что Россия становится притягательной для инокультурного населения. К тому же у нас есть серьезный козырь: Советский Союз, благодаря истории существования которого до сих пор сильны дружественные связи с теперь уже соседними странами. И взаимодействие этносов со времен Советского Союза не уменьшилось.

Получается, что нам лишь остается сохранить эту дружественную связь между народами. А вот как это сделать? Через взаимодействие власти, общества, СМИ и национально-культурных объединений.

Союз журналистовПроживая рядом с народами, мы на самом деле ничего о них не знаем

Саратовская область полинациональна, и конфликтов как между национальностями, так и между общинами и коренным населением не избежать. Правда, конфликт конфликту рознь. И надо еще разобраться, каков их характер. Пообщавшись, участники семинара пришли к выводу, что, как правило, на территории губернии конфликты эти носят бытовой характер — что называется, сосед с соседом поссорился. А вот в ранг «громких

межэтнических противоречий» такие конфликты зачастую возводят средства массовой информации.

Характерный пример привел главред газеты «Целинник» Перелюбского района Юрий Бычков. Он напомнил, как летом этого года в одном из сел района произошла драка между двумя подвыпившими мужчинами. Впоследствии выяснилось, что одним из них был казах, другим — курд. Позже конфликт перерос в массовую драку, где участвовали уже и русские. «Я не буду вдаваться в подробности, отмечу лишь, что изначально это был банальный бытовой конфликт, — обратил внимание Бычков. — Здесь могли оказаться представители любой национальности, проживающие в районе». Само собой, это событие не прошло незамеченным в СМИ. Информацию передавали «со слов», «по слухам» и т.п. «В итоге, когда я полез в интернет посмотреть, что пишут СМИ, — рассказал Бычков, — нашел на российских информационных лентах сообщения с заголовками типа «Кровавое побоище под Саратовом», «В Саратовской области бесчинствуют курды» и тому подобное».

«Полагаю, раздувать из этого конфликта межнациональный было кому-то выгодно», — предположил Бычков. И СМИ в какой-то степени «повелись» на эту «игру». При этом помимо темы собственно драки о других вопросах журналисты забыли. Например, почему правоохранительные органы закрывали глаза на конфликтные ситуации между представителями разных народов, которые существовали и ранее?

— Дело в том, — объяснил Юрий Бычков, — что курды, поселившиеся в нашем районе в начале 90-х годов, около шестисот человек, как правило, не хотят работать в общих хозяйствах, предпочитая пасти скот самостоятельно и отдельно от общего стада. Соответственно, нередко их скотина заходит на частные территории, мнет посевы — сами понимаете, как отреагирует владелец земли на такое вторжение. Тут хоть курд, хоть русский, хоть кто зайди на частную территорию — нарушишь закон. А курды с такой постановкой вопроса не согласны: мол, нас вытесняют.

Так и рождаются бытовые конфликты. Всеобщая разруха в районе, безработица, отсутствие достойных зарплат подливают масла в огонь межнациональных отношений. Как избежать подобных ситуаций — таким вопросом задались участники семинара во время дискуссии. А перелюбская ситуация стала примером сложностей и проблем межэтнического взаимодействия.

Отчасти подобные конфликты происходят потому, что мы, проживая рядом с представителями другой национальности, на самом деле ничего об этом народе не знаем. Такое мнение высказал Араик Косян, глава региональной общественной организации «Армянская община Саратовской области «Крунк».

— Взять к примеру курдов, — сказал он. — Надо знать менталитет этих людей. Они хорошие хозяйственники, но они — «одиночки». Действует принцип «лучше меня о моей скотине в стаде не позаботятся», потому и требуют они отдельных пастбищ. С другой стороны, непонятно, почему местная власть не разбирается в национальных вопросах, если на территории района проживает более 600 человек — это же не десять и не двадцать. Быть может, властям стоило бы пойти навстречу национальной общине, выделить им место под выпас скота. Если курдам доверить какую-то работу, если они увидят, что им доверяют, они и нарушать установленные порядки не станут.

В таком случае, правда, возникает другой вопрос: если тот или иной народ поселился на данной территории, то несмотря ни на какую национальную принадлежность, они должны соблюдать действующие в государстве законы. «Незнание закона не освобождает от ответственности», — напомнила Ирина Харламова, главный редактор новоузенской газеты «Новая степь», после чего привела пример своего района — как один из вариантов в помощь решения межэтнических вопросов:

— У нас в большом количестве проживают армяне, которые были вынуждены покинуть родные места после событий в Нагорном Карабахе. Так вот, когда они приехали в Новоузенск, старейшина местной общины, давно проживавший здесь, сразу же ввел их в курс дела: объяснил, как надо здесь жить, какие тут законы и т.д. Полагаю, в каждой национальной общине есть старейшины, в области существуют национальные диаспоры — думается, что и они должны брать на себя определенную ответственность за своих соплеменников.

Совместная работа власти, диаспор и СМИ решит любые спорные вопросы

Безусловно, действовать диаспоры должны вместе с местной властью. Могли бы проводиться совместные встречи, где бы решались спорные вопросы — а потом «старший» объяснял бы своим, какое было принято решение и почему.

Но самое главное — в этом должна быть заинтересована сама местная власть. Правильно отметил Араик Косян: если на подведомственной тебе территории проживают сотни человек той или иной национальности, следует вникнуть в проблемы национального объединения, а «не быть властью, у которой есть две головы, но нет сердца». К сожалению, известны и такие случаи, когда властям до этих вопросов дела нет. Александр Зуев привел пример:

— Как-то мы приехали в Аткарский район, где проживают азербайджанцы. И в процессе разговоров я спросил у главы: сколько у вас в районе, где живут и чем занимаются азербайджанцы. Он отвечает: да их всего человек 20. Я поднимаю данные, которые есть у меня, — оказывается, что представителей общины —  почти 700 человек! Вот такое элементарное незнание и является причиной того, что на местном уровне национальные вопросы вовсе не решаются.

И конечно, красной нитью через весь разговор прошла тема средств массовой информации. Как писать о межэтнических конфликтах и стоит ли писать вообще, если суть вопроса — бытовые разборки. И как участвовать наравне с властными, правоохранительными и иными структурами в предотвращении любого рода противоречий на межнациональной почве.

Глава Союза журналистов Лидия Златогорская отметила, что зачастую журналисты вольно или невольно становятся заложниками существующих стереотипов в отношении той или иной национальности.

— Когда журналист пишет материал, он должен писать о конкретном человеке, о личности. Нельзя идти на поводу у стереотипов, тем более — насаждать их через свои статьи, иначе ты тиражируешь заблуждение. Чтобы нам, журналистам, быть более убедительными, со стереотипами надо бороться, — сказала Лидия Николаевна.

«Больше информации — вот чем должен обладать журналист, если он разбирает тему национально-культурных объединений», — добавил Александр Зуев. И таким образом вновь была поднята уже упомянутая тема незнания, незнакомства между народами, проживающими на одной территории.

История, менталитет, привычки, традиции, культура, кухня — мы можем столько интересного узнать друг о друге, если только захотим. Вот для чего нужна совместная работа журналистов и национально-культурных объединений: рассказывать, говорить, вызывать на диалог. Делиться знаниями, вникать в проблемы, объективно относиться к национальным вопросам — вот что, в конечном счете, поможет воспитывать толерантность в умах жителей Саратовской области, а значит — поспособствует снижению количества межнациональных проблем на территории нашего региона и нашей страны.

Источник: газета «Репортер» №46(976) от 23 ноября 2011 г.

Распечатать       Отправить на e-mail       Опубликовать в ЖЖ      
Комментарии
местный28.11.2011 14:09

Интересная постановка вопроса. Приехало 600 человек и власть должна изучать их нравы и обычаи. А местные нравы и обычаи коренного населения власть тоже должна изучать? Или это не обязательно. Спросите у власти, знает ли она обычаи русских, татар, мордвы и все узнаете, и про власть и про местное население. Если они своих не знают, зачеи им чужие. только мзду получать.

Ответить
В ответ
Местному28.11.2011 15:19

Так речь, по-моему и идет о том, чтобы изучать друг друга. Русские - татар, татары - чувашей и т.д. и т.п. И привлекать власть к этому изучению - чтобы не только "мзду брали", но и как-то ориентировались в народонаселении подведомственной им территории.

Ответить
свой28.11.2011 03:44

притягательна то она не тем, чтобы нашу землю облагораживать и работать на ней преувеличивая богатства родного края на благо жителей губернии и страны в целом. а притягательна она тем, что здесь можно делать что им вздумается, всё равно ни кто не спросит.

 

Ответить
подоплека27.11.2011 17:45

отмыла лыска Гольденбергская себе любимой грантик тысяч эдак на ...надцать!

Ответить


Отзывов: 4
Репортер Политбюро Саратовский криминал
Главное Общество Интервью Культура Криминал и происшествия Житейские истории Интересно всем
колонка автора юридическая помощь вопросы-ответы опросы
© 2006 - 2011. reporter-smi.ru

Написать

Использование материалов сайта возможно
с разрешения редакции.

Правила перепечатки

О редакции

Администрация сайта reporter-smi.ru предупреждает, что мнение авторов текстов и комментариев, опубликованных на страницах сайта, может не совпадать с позицией редакции. За содержание данных материалов администрация ответственности не несет.
echo(123);